Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2021 года гражданское дело N 2-3-84/2021 по иску Аникеевой Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Аникеевой Светланы Владимировны
на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя истца Мосейчук С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области Королевой Т.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Аникеева С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2021 года исковые требования Аникеевой С.В. удовлетворены частично. Постановлено включить Аникеевой С.В. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года, с 26 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года, в календарном исчислении. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Озинском районе в пользу Аникеевой С.В. взысканы расходы по государственной пошлине в размере 200 рублей и за услуги представителя в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, в части признания незаконным решения N 200000016682/693930/20 от 25 декабря 2020 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периода работы с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ ЦСОН Озинского района, об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Аникеевой С.В. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонного) N 200000016682/693930/20 от 25 декабря 2020 года в части отказа включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года, с 26 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года в календарном исчислении. В указанной части принято новое решение об удовлетворении данных исковых требований. В остальной части решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Аникеевой С.В. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Аникеева С.В. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для включения периода работы с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ "Центр социального обслуживания населения Озинского района" в специальный стаж, поскольку данное учреждение является государственным учреждением и его организационно-правая форма соответствует требованиям Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года.
В связи с реорганизацией Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонного) путем присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о правопреемстве.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела при принятии решения судом первой инстанции в неотмененной части и судом апелляционной инстанции не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 21 декабря 2020 года Аникеева С.В. обратилась в ГУ - УПФР в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - УПФР в Ершовском районе Саратовской области (межрайонного) от 25 декабря 2020 года N 200000016682/693930/20 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом, ответчиком в стаж лечебной деятельности истца не засчитаны следующие периоды работы:
- нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года, с 26 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами от 29 октября 2002 года N 781, ни Правилами от 11 июля 2002 года N 516;
- период работы с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области", так как данное учреждение не поименовано п. 31 Раздела "наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно решению ответчика Аникеева С.В. имеет 20 лет 7 месяцев 8 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781; 21 год 29 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ; 21 год 29 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П. Величина ИПК 37, 053.
Согласно записям в трудовой книжке истца, Аникеева С.В.16 сентября 2003 года принята в ГУ "Центр социального обслуживания населения Озинского района" медицинской сестрой.
В связи с постановлением Правительства области от 15 октября 2007 года N 337-П "О реорганизации министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области", от 1 ноября 2007 года N 387 "Вопросы министерства социального развития Саратовской области" министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области реорганизовано в Министерство социального развития Саратовской области.
7 февраля 2011 года ГУ "Центр социального обслуживания населения Озинского района" переименовано в ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Озинского района".
1 января 2012 года ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Озинского района" переименовано в ГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Озинского района".
Из Устава Государственного учреждения "Центр социального обслуживания населения Озинского района", утвержденного вице-гебернатором, Министром труда и социального развития Саратовской области 17 апреля 2003 года, следует, что основной целью создания учреждения является оказание социальной поддержки семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса; их выявление; дифференцированный учет; содействие в обеспечении нуждающихся в социальной поддержке; оказание адресной социальной помощи и бытовых, торговых, медицинских, юридических, психолого-социальных, социально-педагогических, консультативных и иных услуг, социальная реабилитация детей-инвалидов. В структуру учреждения, также входило и специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.
Из Устава Государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Озинского района", утвержденного Министром социального развития Саратовской области 23 марта 2018 года, следует, что основной целью создания учреждения является предоставление отдельным категориям граждан в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности следующих видов социальных услуг: социально-бытовые; социально - медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.
Согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения", утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 июля 1999 года N 32 основной целью создания специализированного отделения социально - медицинского обслуживания на дому, в котором работала Аникеева С.В. являлось временное (до 6 месяцев) или постоянное социально - бытовое обслуживание и оказание доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому. К специализированным услугам, оказываемым данным отделением относились: оказание доврачебной медицинской помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации; проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм); осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных средств в соответствии с назначением лечащего врача; оказание санитарно - гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья);забор материалов для проведения лабораторных исследований; кормление ослабленных граждан.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому на медицинскую сестру дневного отделения возлагались следующие функции: предоставление социально- бытовых и медицинских услуг пенсионерам и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию. В должностные обязанности медсестры входило: содействие в приготовление горячей пищи на дому и кормление ослабленных больных пенсионеров и инвалидов; оказание санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание; смена нательного и постельного белья; оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врачей на дом, сопровождение обслуживаемых лиц в лечебное учреждение и посещение их в период пребывания в стационарах; проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм); осуществление подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача; осуществление забора материалов для проведения лабораторных исследований; содействие в предоставлении ритуальных услуг; ведение журнала медицинской сестры (рабочая тетрадь и другие, отчетно-учетная тетрадь); соблюдение правил по техники безопасности и противопожарной безопасности.
1 января 2012 года Аникеева С.В. переведена на должность педагога-психолога отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями (записи NN 17-21).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Аникеева С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13 октября 1999 года, спорный период работы истца с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области" отражен без указания кода особых условий труда.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Аникеевой С.В. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года, с 26 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года в календарном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов.
В указанной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не оспаривалось, предметом апелляционного рассмотрения не являлось, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия также не усматривает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Аникеевой С.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области", суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходил из того, что ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области" является учреждением социального обслуживания, а не лечебным учреждением системы здравоохранения и не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что, согласно выписке из лицевого счета, индивидуальные сведения работодателем в отношении спорного периода времени представлены без кода льготной профессии.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы Аникеевой С.В, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 содержит исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, и расширенному толкованию не подлежат. Отнесение названным выше Списком и правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, не включение вида учреждения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, однако, ГУ "Центр социального обслуживания населения Озинского района Саратовской области" в нем не предусмотрен.
Поскольку Аникеева С.В. в спорный период работала медицинской сестрой в ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области", которое не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в соответствующем разделе Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, то суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж истца периода ее трудовой деятельности в указанном выше учреждении.
Вместе с тем, установив, что отказ ответчика во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года, с 26 марта 2018 года по 26 апреля 2018 года в календарном исчислении в специальный стаж является необоснованным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение в указанной части подлежит отмене, как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Аникеевой С.В. о признании незаконным решения ГУ - УПФР в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) от 25 декабря 2020 года N 200000016682/693930/20 в части отказа включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статей 14, 28, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 13, 19, 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 3, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), разъяснений, изложенных в пунктах 15, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, либо о противоречии выводов судов установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы истца о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы с 16 сентября 2003 года по 21 декабря 2011 года в должности медицинской сестры ГУ "ЦСОН Озинского района Саратовской области", в том числе в связи с тем, что названный выше Список должностей и учреждений не является исчерпывающим, поскольку в нем лишь определен характер соответствующих учреждений, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для их удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов, в связи с чем, принимает решение об оставлении без изменения постановления суда апелляционной инстанции, а также решения суда первой инстанции в части не отмененной судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аникеевой Светланы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.