Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, с участием прокурора Пирожниковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугункиной Нурии Хамитовны, Ембулатовой Надежды Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, к начальнику военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации - генерал-майору Алейнику Сергею Ивановичу, военному ордену Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации о признании военнослужащего погибшим при исполнении обязанностей военной службы и признании права на получение единовременного пособия, по кассационной жалобе Ембулатовой Надежды Михайловны, Чугункиной Нурии Хамитовны
на решение Кировского районного суда г.Саратова от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, выслушав представителя начальника военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации - генерал-майора Алейника С.И, военного ордену Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации Шешко М.И, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Анисимовой О.О, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пирожниковой Н.А, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а вынесенные по делу судебные постановления в части незаконными, необоснованными и подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Чугункина Н.Х, Ембулатова Н.М, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, обратились с иском к начальнику военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации - генерал-майору Алейнику С.И, военному ордену Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации о признании военнослужащего погибшим при исполнении обязанностей военной службы и взыскании единовременного пособия.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Чугункиной Н.Х, Ембулатовой Н.М, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, отказано.
В кассационной жалобе Чугункина Н.Х, Ембулатова Н.М. просят решение Кировского районного суда г.Саратова от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сержант Ембулатов И.Ш. проходил военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, а позднее в войсках национальной гвардии с 23 июня 2009 года.
Ембулатов И.Ш. является сыном Чугункиной Н.Х, мужем Ембулатовой Н.М. и отцом ФИО1
30 декабря 2016 года около 4 часов 50 минут в районе Елшанского кладбища г.Саратова произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого Ембулатов И.Ш. получил тяжкие телесные повреждения и был доставлен в лечебное учреждение ГУЗ "Саратовской городской клинической больницы N 6", где в стационаре в 18.10 часов 31 декабря 2016 года в результате сочетанной травмы и тяжести состояния наступила его смерть.
При этом судом установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло в выходной для Ембулатова И.Ш. день.
31 декабря 2016 года по факту гибели сержанта Ембулатова И.Ш. начальником военного института генерал-майором ФИО12 было проведено административное расследование, в результате которого установлено, что гибель сержанта Ембулатова И.Ш. наступила в период прохождения военной службы, при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы.
20 января 2017 года отделом кадров военного института от Ембулатовой Н.М. и Чугункиной Н.Х. приняты заявления на выплату страховой суммы в связи с наступлением страхового случая.
Согласно протоколу от 20 января 2017 года N1 в выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семьи Ембулатова И.Ш. отказано.
Однако, судами установлено, что с заявлением о выплате единовременного пособия истцы к ответчику не обращались.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", исходил из того, что смерть Ембулатова И.Ш. не связана с исполнением обязанности военной службы, наступила в период военной службы при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, на лечении не находился и не следовал к месту лечения и обратно. Кроме того, судом первой инстанции указано на продолжительный период более трех лет, прошедший с момента гибели Ембулатова И.Ш. до даты обращения его родственников с заявлением о восстановлении их нарушенных прав со ссылками на положения статей 196, 200 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что из совокупности исследованных доказательств следует, что смерть Ембулатова И.Ш. не связана с исполнением обязанностей военной службы, наступила в период, когда он объективно не мог исполнять обязанности военной службы, так как находился на выходном дне, ставшую причиной смерти травму получил в ДТП, лечение проходил в государственном учреждении здравоохранения, где и наступила смерть.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции сделанными с нарушением норм материального права.
Частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, считаются, в том числе, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним, родители военнослужащего, дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи единовременного пособия, если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определены случаи, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, в частности при нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно (подпункт "з").
В пункте 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что исходя из положений частей 8 и 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что для решения вопроса о выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего единовременного пособия в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы доказательствами, подтверждающими гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, являются соответствующие документы, в том числе документ, подтверждающий такую гибель (смерть), а заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, с исполнением им обязанностей военной службы представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 года N 1100 утвержден Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им выплат".
Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (пункт 2 Порядка выплаты единовременных пособий).
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (пункт 3 Порядка выплаты единовременных пособий).
Пункты 8, 9 Порядка выплаты единовременных пособий содержат положения, аналогичные положениям пунктов 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", определяющие случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы и когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Как следует из заключения от 31 декабря 2016 года N1 административного расследования по факту гибели Ембулатова И.Ш. начальником военного института принято решение считать гибель Ембулатова И.Ш. наступившей в период прохождения военной службы, при обстоятельствах не связанных с исполнением обязанности военной службы. Вместе с тем, в указанном документе не конкретизировано, какие обстоятельства были признаны не связанными с исполнением обязанности военной службы. Так же данные обстоятельства не исследовались судами.
Из установочной части апелляционного определения Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года и материалов административного расследования следует, что после получения тяжких телесных повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия Ембулатов И.Ш. 31 декабря 2016 года доставлен в ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N6" для лечения и проведения реанимационных мероприятий.
Указанное противоречит выводам судов о том, что Ембулатов И.Ш. на лечении не находился и не следовал к месту лечения и обратно.
Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение статьи 59 (относимость доказательств), статьи 60 (допустимость доказательств), статьи 67 (оценка доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана правовая оценка служебному расследованию, установившему, что смерть Ембулатова И.Ш. наступила в период прохождения военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы. Между тем акт служебного расследования, содержит вывод о том, что Ембулатов И.Ш. доставлялся в медицинское учреждение для лечения.
Судами при рассмотрении дела не учтено, что поскольку смерть Ембулатова И.Ш. наступила во время его нахождения на лечении, то в силу подпункта "з" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" то смерть считается наступившей при исполнении обязанностей военной службы вне зависимости от того обстоятельства, что сама травма, в связи с которой Ембулатов И.Ш. был госпитализирован и скончался в стационаре больницы, была получена хоть и в период прохождения военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Кроме того, ссылка суда первой инстанции на применение к данным правоотношениям положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправомерной.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности, указанный в статье 196 Кодекса, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до получении ответа в октябре 2020 году истцам было известно о наличии у них права на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Более того, к данным требованиям подлежит применению статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Ввиду приведенного выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Чугункиной Н.Х, Ембулатовой Н.М. о признании военнослужащего погибшим при исполнении обязанностей военной службы и выплате им единовременного пособия в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи со смертью военнослужащего Ембулатова И.Ш. при исполнении обязанностей военной службы (нахождении на лечении) являются неправомерными.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, не дал оценку доводам апелляционной жалобы истцов, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года подлежит отмене, а дело в указанной части - направлению на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.