Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе: судьи судебной коллегии по административным делам Васильевой Т.И., при секретаре Борковской А.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-238/2021 по частной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на определение Рязанского областного суда от 29 июля 2021 года о назначении судебной экспертизы по административному исковому заявлению акционерного общества "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости. Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., выслушав объяснения представителя административного истца Зверевой Н.А.,
судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" (далее - АО "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 34 600 +/- 65 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований общество указало на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объекта недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2018 года постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N22-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" в размере 12 480 528 рублей 81 копейки, не соответствует его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО " И." N от ДД.ММ.ГГГГ года в размере 5 624 922 рубля.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца АО "Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова" было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Определением Рязанского областного суда от 29 июля 2021 года ООО "Красные ворота" назначена судебная экспертиза, производство по делу на время проведения экспертизы приостановлено.
В частной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области просит определение суда в части приостановления производства по делу отменить. В обоснование доводов указано на нарушение прав административного ответчика, выразившееся в нарушении внесудебного порядка определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N534-Р в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2021 года на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которой заявление юридических и физических лиц об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр. Однако административный истец в государственное бюджетное учреждение с соответствующим заявлением не обращался, решение учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером N не выносилось, следовательно, оснований для приостановления производства по делу в связи с проведением судебной экспертизы не имелось, поскольку административным истцом нарушен порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.
От АО "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" поступили письменные возражения на частную жалобу, в которых выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
От представителя Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть частную жалобу в отсутствие названного лица, а также других неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 2 и части 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса. Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначается экспертиза (часть 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28)).
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований административным истцом АО "Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова" был представлен отчет об оценке рыночной стоимости N от 2 июля 2020 года, подготовленный ООО " И.".
Поскольку у суда первой инстанции имелись сомнения в возможности принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорного объекта недвижимости представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости и по ходатайству представителя АО "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова", судом в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Рязанского областного суда от 29 июля 2021 года эксперту ООО К." Т.В.А. была назначена судебная оценочная экспертиза.
Частью 6 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что на время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности ее проведения).
Таким образом, поскольку для установления юридически значимых обстоятельств требовались специальные познания в области оценочной деятельности, отсутствие которых препятствует совершению иных процессуальных действий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости приостановления производства по настоящему делу.
Доводы частной жалобы о нарушении административным истцом порядка оспаривания результатов государственной кадастровой оценки подлежат отклонению.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).
Положения части 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке предоставляют физическим лицам право оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если эти результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
На основании статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N534-Р установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с 1 января 2021 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости на территории Рязанской области в соответствии со статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке осуществляется соответствующим бюджетным учреждением.
Согласно представленным документам с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области АО "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова" обратилось 23 сентября 2020 года, по результатам рассмотрения которого 19 октября 2020 года было принято решение об отклонении указанного заявления.
Таким образом, к спорным отношениям подлежит применению статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которой не установлен досудебный порядок урегулирования спора. Приведенное в частной жалобе утверждение о нарушении административным истцом порядка оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, установленного с 1 января 2021 года, подлежит отклонению как не обоснованное.
Определение суда в части приостановления производства по делу соответствует обстоятельствам дела, оснований для его отмены в оспариваемой части не установлено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определила:
определение Рязанского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.