Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В, Ефремовой О.Н, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-223/2021 по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании приказа от 10 июня 2020 года N 29-п-2007 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области", по апелляционной жалобе Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" на решение Московского областного суда от 8 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителей административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области М.М, заинтересованных лиц администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области А.О. и С.Н, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области К.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 июня 2020 года N 29П-2007 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области" утверждена проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах данного лесничества.
В тот же день данный приказ размещен на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области.
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" (административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного приказа, указав на нарушение его положениями интересов неопределенного круга лиц, проживающих в д.п. Красково городского округа Люберцы Московской области, поскольку указанным нормативным правовым актом осуществлен вывод защитного леса в лесопарковой зоне (земельный участок с кадастровым номером N) из состава земель лесопарка в целях последующей застройки. Полагает, что поскольку лесной массив не утрачивал природных качеств, основания для его вывода из состава лесного фонда отсутствуют. Обращает внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом лесного хозяйства Московской области с превышением полномочий, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Решением Московского областного суда от 8 июня 2021 года административные исковые требования Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление.
В обоснование доводов жалобы указывает, что жителям населенного пункта не предоставлена возможность участвовать в принятии решения о целесообразности замены лесопарка на объект местного значения, ответчиком не представлено доказательств необходимости вмешательства в природный ландшафт.
На апелляционную жалобу Комитетом лесного хозяйства Московской области и участвующим в деле прокурором поданы письменные возражения, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители административного истца, заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, администрации г.о.Воскресенск Московской области, явка которых обязательной не признавалась, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей Комитета лесного хозяйства Московской области М.М, заинтересованных лиц администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области А.О. и С.Н, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области К.М, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 июня 2020 года N 29-п-2007 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области" защитный лес в лесопарковой зоне (земельный участок с кадастровым номером N) выводится из состава земель лесопарка в целях последующей застройки.
В соответствии с оспариваемым приказом утверждена документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области; исключен из границ земель в лесопарковых зонах лесной участок площадью 4, 1214 га в квартале 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества согласно приложению 1; включены в границы земель лесопарковой зоны лесные участки общей площадью 4, 2000 га, расположенные в части квартала 47 Виноградовского лесничества, части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества согласно приложению 3.
Оспаривая указанный нормативный правовой акт, административный истец указывает на его принятие с превышением полномочий.
Судом подробно, со ссылками на нормы Лесного кодекса Российской Федерации и регионального законодательства проанализирована компетенция Комитета лесного хозяйства Московской области на принятие оспариваемого акта и сделан верный вывод об отсутствии нарушений федерального законодательства в указанной части. У судебной коллегии отсутствуют основания не согласится с данным выводом суда.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов утверждения нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В соответствии с часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 1.1, 1.2 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, на территории Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от11 февраля 2020 года N 38/4 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" и Положение о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области" пункты 12.43 и 12.44 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области изложены в новой редакции, а именно, к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области отнесено рассмотрение проектной документации об определении функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, об изменении границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 12.43), а также принятие решений об утверждении проектной документации об определении функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, об изменении границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 12.44).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 июня 2020 года N29-П-2007 принят Комитетом в пределах компетенции и полномочий, установленных действующим законодательством.
Проверяя соблюдение процедуры при принятии оспариваемого правового акта, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как верно указано в обжалуемом судебном решении, Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N1755.
Пунктом 2 Правил N1755 определено, что изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела оспариваемый приказ принят в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1755, с учетом обращения администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области, на основании проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах) Виноградовского лесничества Московской области, представленной филиалом ФГБУ "Рослесинфорг". Проектная документация опубликована на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области.
Из Приложения 1 к приказу N 29-п-2007 следует, что проектная документация подготовлена филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" по инициативе заинтересованного лица - муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в соответствии с требованиями пункта 5 Постановления N 1755 в целях строительства на указанной территории общеобразовательной школы на 750 мест в д/п Красково на земельном участке с кадастровым номером N, согласно государственной программе Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2024 годы", а также принятому положительному решению Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 28 февраля 2019 года и Градостроительного совета Московской области от 5 марта 2019 года.
В соответствии с п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N736, Федеральное агентство лесного хозяйства уполномочен на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
Материалами дела подтверждено, что Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало проектную документацию по изменению границ земель, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах) Виноградовского лесничества Московской области, представленную филиалом ФГБУ "Рослесинфорг".
Вопреки доводам истца, изменение границ лесопарковых зон, отраженное в проектной документации, не влечет за собой уменьшение их площади и сохранит целостность лесных массивов, отнесенных к защитным лесам в Виноградовском лесничестве, в связи с предусмотренной компенсацией. Доводы о несоразмерности данной компенсации судебная коллегия отклоняет, как не основанные на материалах проектной документации.
В соответствии с Лесным планом Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 21 марта 2019 года N 116-ПГ "Об утверждении лесного плана Московской области на 2019-2028 года", сведениями Государственного лесного реестра в отношении рассматриваемых лесных участков, Лесохозяйственным регламентом Виноградовского лесничества Московской области, на территории Виноградовского лесничества расположены леса, отнесенные к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов в соответствии со статьей 114 Лесного кодекса и леса, отнесенные к категории защитных лесов - ценные леса в соответствии со статьей 115 Лесного кодекса.
При этом, исключенный из лесопарковой зоны лесной участок в квартале 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества площадью 4, 1214 га, отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории - леса, расположенные в лесопарковых зонах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, проектной документации, один из выбранных в качестве компенсации лесной участок, расположенный в части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории лесов - леса, расположенные в зеленых зонах в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса. Второй из выбранных в качестве компенсации лесной участок, расположенный в части квартала 47 Виноградовского участкового лесничества Виноградовского лесничества отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории - леса, расположенные в лесопарковых зонах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации.
Установлено из содержания проектной документации, что общая площадь указанных компенсационных лесных участков составляет 4, 2000 га. Указанные лесные участки не обременены правами третьих лиц. Территориальное размещение проектируемых лесных участков на территории участковых лесничеств Виноградовского лесничества показано на картах-схемах, схемах в приложении к Проектной документации.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемый приказ принят в соответствии с компетенцией Комитета в порядке реализации полномочий по утверждению проектной документации, принятию решения об изменении границ лесов в лесопарковых и зеленых зонах, расположенных в участковых лесничествах Виноградовского лесничества и внесения соответствующих изменений в Государственный лесной реестр. Проектная документация, утвержденная оспариваемым приказом, согласована с органами местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области, Федеральным агентством лесного хозяйства.
В свою очередь, исключенная площадь лесов лесопарковой зоны в части квартала 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества площадью 4, 1214 га компенсирована включением лесных участков общей площадью 4, 2000 га в лесопарковую зону в части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества и части квартала 47 Виноградовского участкового лесничества.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене указанного решения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.