Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Крюкова А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 15 января 2021 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 2 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крюкова А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 15 января 2021 года Крюков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 2 марта 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 15 января 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Крюков А.Н. выражает несогласие с вынесенными в отношении него судебными актами, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основанием для привлечения Крюкова А.Н. к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что он 14 августа 2019 года в 16 часов 00 минуты на "адрес", в "адрес", в ходе возникшей ссоры на почве личных неприязненных отношений, нанес ФИО3 множественные удары палкой в область средней трети левого предплечья, нижней трети правого плеча, а также в область предплечья, причинив ей физическую боль.
Состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
При рассмотрении настоящего дела Кюков А.Н. представил в суд, копию протокола об административном правонарушении (л.д. 3), выданный ему должностным лицом, из которого следует, что в протокол об административном правонарушении были внесены изменения, а именно:
- в графе "Документ, удостоверяющий личность" подлинник протокола содержит паспортные данные Крюкова А.Н. (серия, номер, дату выдачи), в копии протокола, такие данные отсутствуют;
- в графе "Иные сведения, необходимые для разрешения дела" в подлиннике протокола указано "сведений нет, Майкопским РОВД", в копии протокола данная графа пуста;
- в графе "Права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статей 25.1, 25.4 КоАП РФ разъяснены, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении" в подлиннике протокола указано " "адрес"", в копии протокола такие сведения отсутствуют;
- в графе "Лиц(ам) (фамилии, инициалы свидетелей, иных участников производства по делу) разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьями КоАП РФ" в подлиннике протокола указана фамилия ФИО3 и статья 25.2 КоАП РФ, копия же протокола, таких сведений не содержит;
- в графе "Подписи 1 (подписи свидетелей, иных участников производства по делу" стоит подпись ФИО3, в копии протокола ее подпись отсутствует;
- в графе "Подпись" протокола справа на подлиннике имеется подпись начальника ОМВД России по Майкопскому району полковника полиции ФИО4, копия же протокола, такой подписи не содержит.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Крюкова А.Н.
Отсутствуют и сведения об извещении названного лица о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в указанный протокол.
Приведенные обстоятельства, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом в присутствии Крюкова А.Н, с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела без внимания, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 15 января 2021 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 2 марта 2021 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное и принять законное и обоснованное постановление по делу.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 15 января 2021 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 2 марта 2021 года отменить, дело возвратить мировому судье судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея на новое рассмотрение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.