Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника Шереметьевой М.В., действующей в интересах ПАО "Сбербанк", на вступившие в законную силу постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 января 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Сбербанк",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 января 2021 года ПАО "Сбербанк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 11 марта 2021 года постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 января 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шереметьева М.В, действующая в интересах ПАО "Сбербанк", просит указанные судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что имелась возможность замены обеззараживания воздуха при помощи бактерицидных облучателей циркуляторного типа альтернативным способом обеззараживания в виде регулярного проветривания помещения. Кроме того, ссылается на то, что ПАО "Сбербанк" не смог бы исполнить предписание в части обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях при помощи бактерицидных облучателей циркуляторного типа незамедлительно, поскольку с момента получения предписания и до проведения проверки прошло мало времени.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
В пункте 2.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N65, установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N65).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Губернатором Волгоградской области принято постановление от 15 марта 2020 года N179, согласно которому на территории Волгоградской области с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Как следует из материалов дела, 11 сентября 2020 года в связи с имеющимся риском инфицирования и угрозой возникновения и распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих среди населения Волгоградской области, выявлением подтвержденного случая COVID-19 среди сотрудников ПАО "Сбербанк" по адресам: "адрес".
Заместителем главного государственного санитарного врача по Волгоградской области вынесено предписание N5582-06-20 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласно которых ПАО "Сбербанк" предписано выполнить мероприятия, в том числе решить вопрос о проведении обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях при помощи бактерицидных облучателей рециркуляторного типа.
26 ноября 2020 года в 16 часов 30 минут должностным лицом административного органа установлен факт неисполнения ПАО "Сбербанк", расположенном по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 50а, вышеуказанного предписания, а именно - не проводится обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях при помощи бактерицидных облучателей рециркуляторного типа.
Факт совершения ПАО "Сбербанк" правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года, выпиской из ЕГРЮЛ от 9 ноября 2020 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16 октября 2020 года, фотоматериалами, актом санитарно-противоэпидемического мероприятия (обследования) от 21 октября 2020 года, предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 11 сентября 2020 года.
Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
Действия ПАО "Сбербанк" квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, для юридических лиц.
Довод настоящей жалобы о том, что имелась возможность замены обеззараживания воздуха при помощи бактерицидных облучателей циркуляторного типа альтернативным способом обеззараживания в виде регулярного проветривания помещения подлежат отклонению, поскольку противоречит пункту 2.12 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2 0170/3-20 3.1 Профилактика инфекционных болезней. 2.2 Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции COVID-19 среди работников на предприятиях (в организациях), согласно которому необходимо организовать применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха циркуляторного типа.
Ссылка в жалобе на то, что ПАО "Сбербанк" не смог бы исполнить предписание в части обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях при помощи бактерицидных облучателей циркуляторного типа незамедлительно, поскольку с момента получения предписания и до проведения проверки прошло мало времени не могут являться основанием для отмены, так как предписание было выдано 11 сентября 2020 года, то есть с моменты выдачи предписания и до момента проведения проверки 16 октября 2020 года у ПАО "Сбербанк" было достаточно времени для исполнения данного пункта.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ПАО "Сбербанк" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.2 КоАП РФ, полагаю, что постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 января 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 11 марта 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 января 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах ПАО "Сбербанк" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.