Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., изучив жалобу Сердюкова Д.Е. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Приволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области от 22 октября 2018 года, решение судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 28 января 2019 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 марта 2019 годапо делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектораПриволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области от 22 октября 2018 года Сердюков Д.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнутадминистративному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Приволжского районною суда Астраханской области от 28 января 2019 года постановление заместителя главного государственного инспектора Приволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области от 22 октября 2018 года оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 29 марта 2019 года решение судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 28 января 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационныйсудобщей юрисдикции, Сердюков Д.Е. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указывает наотсутствие доказательств использования спорного земельного участка для личного подсобного хозяйства, и, кроме того, должностным лицом допущены нарушения, установленного административным законодательством порядка, вынесения определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в протоколе об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхсамовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как следует из материалов дела, Сердюкову Д.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью "данные изъяты" вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: "адрес".
В ходе административного обследования земельного участка должностным лицом Приволжского отдела Управления Росреестра по Астраханской области 13 сентября 2018 года составлен акт N 13, согласно которому в пользовании Сердюкова Д.Е. находится земельный участок, фактическая площадь которого составляет 1883 кв.м. Земельный участок огорожен по периметру, доступ на участок ограничен. Оформленные в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, площадью 128 кв.м, у Сердюкова Д.Е. отсутствуют.
На основании данного акта должностным лицом административного органа сделан вывод о том, чтоСердюковым Д.Е. допущено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, площадью 128 кв. м.
Вместе с тем, считаю вынесенные по делу постановление и судебные акты подлежащими отмене, ввиду следующего.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 3, 5 статьи 27.12 и частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Без его участия такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в этот процессуальный документ.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении Сердюкова Д.Е. составлен 11 октября 2018 года.
22 октября 2018 года заместителем главного государственного инспектора Приволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в протоколе об административном правонарушении от 11 октября 2018 года.
Согласно определению от 22 октября 2018 года, в протокол внесены изменения в части:
- регистрации Сердюкова Д.Е. - вместо " "адрес"";
- оснований приобретения Сердюковым Д.Е. земельного участка - вместо "на основании договора купли-продажи N от 18 декабря 2006 года, что подтверждает запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 декабря 2006 года за N" следует читать "на основании договора дарения от 12 апреля 2018 года, что подтверждает запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18 апреля 2018 года за N";
- соответствия границ земельного участка действующему законодательству.
В материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Сердюкова Д.Е. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. (л. д. 39). Отсутствуют и сведения о том, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, направлена копия протокола с внесенными в него изменениями.
Тем самым лицо, Сердюков Д.Е. был лишен предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный документ.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ, не имеется.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований КоАП РФ.
КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ и является недопустимым доказательством, выводы о наличии в действиях Сердюкова Д.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей7.1 КоАП РФ, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах заместителя главного государственного инспектора Приволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области от 22 октября 2018 года, решение судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 28 января 2019 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 марта 2019 года, вынесенные в отношении Сердюкова Д.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренномстатьей7.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Приволжского района Астраханской области по использованию и охране земель Росеестра по Астраханской области от 22 октября 2018 года, решение судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 28 января 2019 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 марта 2019 годаотменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.