3а-792/2020
"адрес" 22.06.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании поданные 26.03.2021, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ кассационные жалобы ФИО11, ФИО12, ФИО9 на решение ФИО1 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к ФИО1 (губернатору) ФИО1 края, ФИО1 края, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1 краю, Главный государственный санитарный врач по ФИО1 краю ФИО6 о признании недействующими в части нормативные правовые акты.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, ФИО11, ФИО9, ФИО12, поддержавших кассационные жалобы, представителя ФИО1 (губернатора) ФИО1 края и ФИО1 края по доверенности ФИО7, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1 краю и Главного государственного санитарного врача по ФИО1 краю ФИО6 по доверенностям ФИО8, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В, просивших об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ФИО1 края от 13.03.2020 N "О введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ) на территории ФИО1 края введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФИО1 края.
Пунктом 2 указанного постановления введен запрет на территории ФИО1 края на период действия режима "Повышенная готовность" проведения: детских межшкольных, межмуниципальных спортивных, культурных и иных мероприятий; спортивных, культурных и иных мероприятий между образовательными организациями с участием студентов (курсантов); спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 1000 человек.
Постановление размещено на официальном сайте ФИО1 края http://admkrai.krasnodar.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлениями ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в оспариваемое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения.
Изменяющие нормативно правовые акты опубликованы на официальном сайте ФИО1 края http://admkrai.krasnodar.ru.
Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории ФИО1 края" (далее - Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ) на территории ФИО1 края введены ограничительные мероприятия (карантин).
Подпунктом 1 установлен запрет лицам проживающим (находящимся) на территории ФИО1 края, покидать места проживания (пребывания), за исключением: случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая допустима в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", осуществления деятельности, которая связана с передвижением по территории ФИО1 края, допустима в соответствии с Указом от ДД.ММ.ГГГГ N, следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ; ухода за недееспособными, ограниченно дееспособными лицами или лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, находящимися на иждивении, доставки товаров первой необходимости гражданам в возрасте старше 65 лет, а также гражданам, имеющим заболевания: эндокринной системы (инсулинозависимый сахарный диабет), органов дыхания, системы кровообращения, мочеполовой системы (хронические болезни почек 3 - 5 стадии); трансплантированные органы и ткани, злокачественные новообразования любой локализации.
Подпунктом 2 установлен запрет транзитного проезда транспорта по территориям населенных пунктов ФИО1 края, за исключением проезда по автомобильным дорогам, проходящим через населенные пункты ФИО1 края, в случае отсутствия иных автомобильных дорог в объезд населенных пунктов.
Подпунктом 3 установлен запрет лицам, проживающим на территории ФИО1 края, перемещаться на автомобильном транспорте по территориям муниципальных образований ФИО1 края, за исключением случаев, указанных в оспариваемом постановлении.
Постановление размещено на официальном сайте ФИО1 края http://admkrai.krasnodar.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлениями ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, в оспариваемое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения.
Изменяющие нормативно правовые акты опубликованы на официальном сайте ФИО1 края http://admkrai.krasnodar.ru.
ФИО9 обратился в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, в части абзацев 3, 4, 6-17, подпункта 2 пункта 2, пункта 8(11), а также Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части подпунктов 1, 2 и 3 пункта 1, абзацев 3, 4, 5 подпункта 1 пункта 1 (совместно с подпунктом 2, 5 пункта 2) пункта 4 с учетом изменяющих нормативно правовых актов.
ФИО13 обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части подпунктов 1, 2, 3 пункта 1, абзацев 3, 4, 5 подпункта 1 пункта 1 (совместно с подпунктом 2, 5 пункта 2) пункта 4 с учетом изменяющих нормативно правовых актов.
ФИО11 обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 с учетом изменяющих нормативно правовых актов.
ФИО10 обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части подпункта 1, 3 пункта 1.
ФИО12 обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ в части подпункта 1 пункта 1.
Административные дела по данным административным исковым заявлениям об оспаривании Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство в порядке, предусмотренном статьей 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Требования административных истцов мотивированны тем, что оспариваемые постановления не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты за пределами полномочий административного ответчика, устанавливают ограничения и запреты, противоречащие Конституции Российской Федерации нарушают право на свободное передвижение установленное статьей 27 Конституции РФ, право на свободу совести и вероисповедания установленное статьей 28 Конституции РФ, право на труд установленное статьей 37 Конституции РФ.
Решением ФИО1 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационных жалобах административные истцы ФИО11, ФИО9, ФИО12, просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как поставленные при неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права, что повлияло на исход дела. Заявители обращают внимание суда на то, что административный ответчик не является лицом, уполномоченным на принятие оспариваемых постановлений, и при их принятии вышел за пределы своей компетенции.
На кассационную жалобу прокуратурой ФИО1 края, Главным государственным санитарным врачом по ФИО1 краю поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационных жалоб - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Нижестоящие суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что оспариваемые постановления соответствует нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативно правовые акты приняты в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований закона к форме нормативно правового акта, порядку его принятия и введения в действие.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции надлежит согласиться.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N68-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 этого же Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федеральный закон N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в пункте 16 указано заболевание - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
ФИО1 (губернатор) края возглавляя исполнительную власть края в соответствии со статьей 41 Устава ФИО1 края на основании вышеприведенных норм законно и в пределах своих полномочий принял оспариваемые постановления.
Руководствуясь изложенными нормами права, нижестоящие суды обоснованно пришли к выводам об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика полномочий не подлежат удовлетворению как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми постановлениями их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку действие оспариваемых нормативно правовых актов направлено на предотвращение распространения на территории ФИО1 края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в целях защиты жизни и здоровья людей, являющейся высшей ценностью, что соответствует части 3 статьи 55 Конституции РФ, статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ДД.ММ.ГГГГ "адрес").
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судами дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильности выводов судов не опровергают и основанием для отмены постановленных судебных актов являться не могут.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение ФИО1 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО11, ФИО12, ФИО9 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.