Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела кассационную жалобу Беджаше С.Д. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 июня 2021 года, которым отменено решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 5 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Беджаше С.Д. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Беджаше С.Д. обратилась в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея (далее - Инспекция), выразившихся в применении налоговой ставки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога, подлежащего уплате за следующие земельные участки из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства:
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
-с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
Просила суд возложить на ФНС России в лице Инспекции обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога исходя из налоговой ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости принадлежащих Беджаше С.Д. земельных участков за 2019 год.
В обоснование административного иска Беджаше С.Д. указала, что она является собственником 47 перечисленных земельных участков. В соответствии с налоговым уведомлением от 3 августа 2020 года N в отношении спорных земельных участков Инспекцией начислен налог за 2019 год с применением налоговой ставки в 1, 5% от кадастровой стоимости каждого земельного участка. В соответствии с решением Совета народных депутатов МО "Старобжегокайское сельское поселение" от 25 апреля 2016 года N "О земельном налоге" для земельных участков, предназначенных для строительства жилых домов, установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0, 05% от кадастровой стоимости. Аналогичный размер налоговой ставки по земельному налогу установлен и на 2020 год (подпункт 2 пункта 3 Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" от 22 ноября 2019 года N "О земельном налоге"). Применение ставки по земельному налогу в размере 1, 5% административный истец считает незаконным, поскольку земельные участки, указанные в налоговом уведомлении, не используются ею в целях предпринимательской деятельности. Поскольку вид разрешенного использования для земельных участков установлен - для индивидуального жилищного строительства, по мнению Беджаше С.Д, в рассматриваемом случае подлежит применению налоговая ставка 0, 05%, которая применялась налоговым органом при исчислении налога до 2019 года.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 5 февраля 2021 года административный иск удовлетворен частично, действия Инспекции, выразившиеся в применении налоговой ставки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога за 2019 год, подлежащего уплате Беджаше С.Д, в отношении спорных земельных участков. На Инспекцию возложена обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога, исчисленного за 2019 год, исходя из налоговой ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости указанных земельных участков. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности административных исковых требований Беджаше С.Д, а также о неверном исчислении налоговым органом суммы налога вследствие незаконного применения повышенной ставки земельного налога без учета фактических обстоятельств: отсутствия у налогового органа сведений о признаках использования земельных участков не по целевому назначению, а также об извлечении Беджаше С.Д. прибыли в результате совершенных с земельными участками сделок. Кроме того, суд принял во внимание факт использования Беджаше С.Д. земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" под обустройство дорог и проездов между ними.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июня 2021 года решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 5 февраля 2021 года отменено, административный иск Беджаше С.Д. оставлен без рассмотрения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 июля 2021 года, Беджаше С.Д. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июня 2021 года и оставлении в силе решения Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 5 февраля 2021 года. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применил нормы процессуального права. Считает, что выводы суда немотивированные. Ссылается на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, которое судебной коллегией не было принято во внимание. Полагает, что административный ответчик мог заявить об основаниях для оставления административного иска без рассмотрения только в суде первой инстанции.
Определением судьи от 30 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административным истцом не представлены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что Беджаше С.Д. являлась собственником земельного участка площадью 57 400 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", относящегося с 3 августа 2006 года к категориям земель сельскохозяйственного назначения.
В дальнейшем категория земельного участка, находящегося в собственности административного истца, была изменена с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, и образовано 47 спорных земельных участков.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" от 25 апреля 2016 года N в отношении земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов и ЛПХ, введена налоговая ставка в размере 0, 05% от кадастровой стоимости, а в отношении земель под промышленными объектами и прочих земельных участков - 0, 75% от кадастровой стоимости (подпункты 3, 5 пункта 3).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" от 28 ноября 2018 года N внесены изменения в решение Совета народных депутатов муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" от 25 апреля 2016 года N в подпункте 5 пункта 3, в соответствии с которыми в отношении земель под промышленными объектами и прочих земельных участков введена налоговая ставка в размере 1, 5% от кадастровой стоимости.
В 2019 году в разные периоды времени Беджаше С.Д. являлась собственником 47 спорных земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
3 августа 2020 года Инспекция направила административному истцу налоговое уведомление N в отношении 47 спорных земельных участков, в соответствии с которым налог начислен за 2019 год с применением налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости каждого земельного участка.
11 ноября 2020 года Беджаше С.Д. обратилась в Инспекцию с заявлением о перерасчете налога с применением налоговой ставки 0, 05% вместо 1, 5% в соответствии с решением Совета народных депутатов от 22 ноября 2019 года N
25 декабря 2020 года в перерасчете земельного налога отказано.
18 декабря 2020 года Беджаше С.Д. обратилась в суд с данным требованием.
Отменяя решение суда первой инстанции и оставляя административный иск без рассмотрения, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея исходила из того, что для заявленных требований процедура судебного контроля возможна только после соблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора. В противном случае предмет судебной проверки отсутствует, что также подтверждено разъяснениями в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабанова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации".
Частью 3 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Указанные положения названного Кодекса применяются с 1 января 2014 года.
По административному делу Беджаше С.Д. ставила вопрос о проверке законности требования налогового органа об уплате земельного налога, выставленного в соответствии со статьей 391 НК РФ.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 138 НК РФ жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Требование (уведомление) об уплате налога является обязательным для каждого конкретного налогоплательщика, которому законом предоставлено право его обжалования в вышестоящий налоговый орган и суд.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что письменное обращение Беджаше С.Д, направленное в адрес Инспекции с ходатайством о перерасчете земельного налога с применением налоговой ставки 0, 05%, не является обжалованием действий по начислению земельного налога административным ответчиком в вышестоящий налоговый орган. Поданное 11 ноября 2020 года заявление на имя руководителя Инспекции не свидетельствует о соблюдении административным истцом Беджаше С.Д. обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора, регламентированного пунктами 1, 2 статьи 138 НК РФ.
Утверждения кассационной жалобы о соблюдении Беджаше С.Д. досудебного порядка урегулирования спора являются несостоятельными по приведенным основаниям.
Доводы жалобы о том, что административный ответчик мог заявить об основаниях для оставления административного иска без рассмотрения только в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статей 196 и 309 КАС РФ административное исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 июня 2021 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беджаше С.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.