Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капункин Ю.Б., рассмотрев кассационную жалобу Главы муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Ажимова Ж.М. на определение Енотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года и на апелляционное определение Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Енотаевский район" Енотаевского района Астраханской области и муниципальному образованию "Табун-Аральский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к муниципальному образованию "Енотаевский район" Енотаевского района Астраханской области и муниципальному образованию "Табун-Аральский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения Енотаевского районного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года указав, что затраты на ликвидацию свалок составляют 18 000 000 рублей, при этом бюджет сельского поселения является дотационным и собственные средства бюджета составляют 1 228 991 рублей 68 копеек, в связи с чем просит отсрочить исполнение решения суда на два года, то есть до 1 апреля 2023 года.
Определением Енотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
В частной жалобе администрация муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального и процессуального права, и законных интересов заявителя.
Апелляционным определением Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года определение Енотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года оставлено без изменения, частная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе глава муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Ажимов Ж.М. просит об отмене определения Енотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года и апелляционного определения Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года и разрешении вопроса по существу.
Определением от 14 октября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 КАС РФ кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ, суд, рассмотревший административное дело в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает в качестве критерия для их определения обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон.
Как следует из материалов административного дела, решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МО "Епотаевский район" Епотаевского района Астраханской области и МО "Табун-Аральский сельсовет" Епотаевского района Астраханской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов - удовлетворены в полном объеме. Срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 12 августа 2020 года.
17 марта 2021 года администрация муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" обратилась в Енотаевский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 10 июня 2020 года. В обоснование своих доводов заявитель указал о невозможности исполнения решения суда.
Определением Епотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Епотаевского районного суда от 10 июня 2020 года.
Исходя из положений указанных выше правовых норм, судья первой инстанции указал, что административным ответчиком мер к исполнению решения суда не принято.
Оставляя без изменения определение судьи от 2 июня 2021 года, апелляционной инстанцией отмечено, что отсутствие в бюджете поселения денежных средств на данные цели не может рассматриваться в качестве основания для предоставления отсрочки, поскольку отсутствуют независящие от должника причины, исключающие возможность исполнения судебного акта в установленные сроки.
Согласно Определению. Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года N 104-О основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Изложенное опровергает соответствующие доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций правильными.
В рассматриваемом случае, предоставление отсрочки исполнения судебного акта, как правильно отмечено нижестоящими судебными инстанциями не будет способствовать установлению баланса интересов, в том числе, учитывая, что исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку выводы судов являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Енотаевского районного суда Астраханской области от 2 июня 2021 года и апелляционное определение Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.