Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриленко Л.М. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Севастополя" о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гавриленко Л.М, поступившей с делом 23 июня 2021 г, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Гавриленко Л.М. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Севастополя" об обязании произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца путем увеличения, исходя из размера денежного довольствия в сумме 340 рублей, выплатить недополученную пенсию с 1 января 2007 г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, взыскать судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2020 г. исковые требования Гавриленко Л.М. удовлетворены частично. На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Севастополя" возложена обязанность произвести Гавриленко Л.М. перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца путем её увеличения, включив размер денежного довольствия в сумме 340 рублей, согласно уведомлению, выданному Крымским областным военным комиссариатом о начислении пенсии от 8 декабря 1986 г. NТа-84433, на основании начисления выплат соответствующих званию и должности Гавриленко В.П... На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Севастополя" возложена обязанность выплатить Гавриленко Л.М. недополученную пенсию с 21 марта 2014 г. по 1 января 2015 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения иска Гавриленко Л.М. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Севастополя" о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца путем ее увеличения, включить в состав исчисления пенсии размер денежного довольствия в сумме 340 рублей.
В данной части иска принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами. В обоснование доводов указывает, что размер пенсии по случаю потери кормильца установлен ей неверно, так как при исчислении пенсии не учтено уведомление, выданное Крымским областным военным комиссариатом о начислении пенсии от 8 декабря 1986 г. NТа-84433 о назначении пенсии, согласно которого пенсия Гавриленко В.П. по случаю потери кормильца назначена в размере 250 рублей исходя из следующего расчета: оклад по должности 190 рублей, оклад по воинскому званию 150 рублей. Размер денежного довольствия по последней штатной должности составил 340 рублей. Следовательно, исчисление размера пенсии следует производить из расчета 340 рублей.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Гавриленко Л.М. состояла в зарегистрированном браке с Гавриленко В.П. с 17 сентября 1964 г. по день смерти Гавриленко В.П.
В соответствии с приказом командующего 8 отдельной армией противовоздушной обороны (по личному составу) от 12 августа 1986 г. N0780, майор Гавриленко В.П, старший летчик 62 истребительного авиационного полка 1 дивизии противовоздушной обороны уволен в запас (по болезни) с действительной военной службы.
Уведомлением Крымского областного военного комиссариата N Та-84433 от 8 декабря 1986 г. Гавриленко В.П. с 5 сентября 1986 г. назначена пенсия в размере 250 советских рублей, расчет исчисления пенсии произведен из штатного оклада по должности 190 рублей, оклада по воинскому званию 150 рублей, всего 340 рублей.
Гавриленко В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ
Истец Гавриленко Л.М. получала пенсию по случаю потери кормильца с 2002 года после смерти супруга Гавриленко В.П, в соответствии с Законом Украины от 9 апреля 1992 г. N 2262-ХII "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", Законом Украины от 22 октября 1993 г. N 3552-ХII "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" на основании справки, выданной Нахимовским райвоенкоматом г. Севастополя от 30 октября 2002 г. N 5/109.
С 1 января 2015 г. Гавриленко Л.М, назначена пенсия по случаю потери кормильца и выплачивается ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя" на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". По состоянию на 1 июня 2020 г. размер пенсии истца составил 17 500 рублей 27 копеек.
В соответствии со справкой ВЧ А4515 от 4 февраля 2014 г. N69, по состоянию на 1 февраля 2014 г. оклад по воинскому званию "майор" составлял 125 гривен, должностной оклад старшего летчика составлял 1065 гривен.
Согласно ответа Пенсионного фонда города Севастополя от 31 июля 2014 г. N121-Г, уведомлений о перерасчете пенсии, в соответствии с материалами пенсионного дела, пенсия истца Гавриленко Л.М. на 1 августа 2014 г. составила 949, 50 гривен (30% от денежного обеспечения умершего мужа Гавриленко В.П, которое составляло 3165 гривен).
Денежное довольствие Гавриленко В.П. для расчета пенсии по состоянию на 1 января 2007 г. составляло 1788, 55 гривен: денежный склад - 165 гривен, оклад за воинское звание - 125 гривен, надбавка за выслугу
лет - 116, 00 гривен, надбавка за работу с секретными документами - 24, 75 гривен, надбавка летного состава при выполнении полетов - 57, 75 гривен, надбавка за беспрерывную службу - 447, 25 гривен, премия - 446, 80 гривен, с учетом увеличения денежного довольствия на 100% - 406, 00 гривен. С 1 января 2008 г. произведен перерасчет денежного довольствия Гавриленко В.П. для исчисления пенсии истца, который составил 3165, 00 гривен.
Общий размер пенсии Гавриленко Л.М, на момент принятия е Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с учетом надбавок иждивенцев к пенсии и признания противоправным решения комиссии по установлению статуса "Ветеран войны" Управления труда и социальной зашиты населения Нахимовской районной государственной администрации города Севастополя от 22 июля 2013 г. N 105 об отмене статуса "Член семьи погибшего", составлял 1669, 25 гривен, Из ответа Военного комиссариата города Севастополя от 21 апреля 2020 г. следует, что истцу Гавриленко Л.М. отказано в перерасчете пенсии и указано, что для исчисления пенсии Гавриленко Л.М. учитывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности (по должности старший летчик с учетом присвоенного квалификационного разряда - летчик 1 класса) или должностной оклад, оклад по воинскому званию (майор) или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (38 лет - 40%), включая выплаты и в связи с индексацией денежного довольствия. Указанные составляющие были применены при исчислении Гавриленко Л.М. пенсии по случаю потери кормильца с учетом норм Российского законодательства с 1 января 2015 г. Нормы украинского законодательства при исчислении пенсии не подлежат применению.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Гавриленко Л.М, исходя из того, что в период с 21 марта 2014 г. по 1 января 2015 г. начисление пенсии производилось не в полном объеме, при начислении пенсии в 2002 году принята была во внимание справка, выданная Нахимовским райвоенкоматом г. Севастополя N 5/109 от 30 октября 2002 г. с неточными данными.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, счет их основанными на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального конституционного закона- от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и юрода федерального значения Севастополя", размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу; службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 г. получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г, и членов их семей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 398- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В подпункте "а" пункта 9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" указано, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при расчете пенсии истца по случае потери кормильца соблюдены нормы материального права, а именно применены размеры оклада по воинской должности Гавриленко В.П. на момент увольнения - старший летчик с учетом присвоенного квалификационного разряда - летчик 1 класса, оклада Гавриленко В.П. по воинскому званию - майор, процентная надбавка за выслугу 38 лет - 40%, учитывая, что размер денежного довольствия, а в дальнейшем и размер пенсии индексировался в соответствии с действующими на тот период нормами материального права. Указанные составляющие денежного довольствия Гавриленко В.П. были применены при исчислении Гавриленко Л.М. пенсии по случаю потери кормильца с учетом норм Российского законодательства с 1 января 2015 г. Нормы украинского законодательства при исчислении пенсии не подлежат применению. Кроме того, за спорный период, который судом удовлетворен для перерасчета пенсии истца, не подлежала перерасчету пенсия истца, поскольку вышеуказанные составляющие денежного довольствия Гавриленко В.П. не изменялись, а применять данные денежного довольствия Гавриленко В.П, указанные в уведомлении Крымского областного военного комиссариата N Та-84433 от 8 декабря 1986 г. основания отсутствуют, поскольку в период действия украинского законодательства с 1991 года при расчете денежного довольствия Гавриленко В.П. учтены в гривнах с учетом размеров должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, иных надбавок и премии, а также инфляционных процессов (индексации), пенсия истца составляла ранее 30% от денежного довольствия, установленного у Гавриленко В.П.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гавриленко Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.