Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Брянского В.Ю, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО49, действующего в интересах группы лиц, ФИО50, ФИО51, СНТ "Изумруд" к администрации г. Ростов-на-Дону, департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, ООО "ГК "Чистый город" о возложении обязанности по приведению использования территорий под полигоном твердых отходов и площадки временного накопления в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, признании действий незаконными, возложении обязанности по исполнению требований Воздушного кодекса Российской Федерации, признании не соответствующей действующем законодательству эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления, возложении обязанности по рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства, возложении обязанности по расторжению договора по незаконному использованию площадки временного накопления, по кассационной жалобе представителя администрации г. Ростов-на-Дону на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
ФИО52, действующий в интересах группы лиц, ФИО53, ФИО54, СНТ "Изумруд" обратились в суд с иском к Администрации г. Ростов-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, ООО "ГК "Чистый город" о возложении обязанности по приведению использования территорий под полигоном твердых отходов и площадки временного накопления в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, признании действий незаконными, возложении обязанности по исполнению требований Воздушного кодекса Российской Федерации, признании не соответствующей действующем законодательству эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления, возложении обязанности по рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства, возложении обязанности по расторжению договора по незаконному использованию площадки временного накопления.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно карте (схеме)границ полос воздушных подходов и зоны ограничения строительства повысоте аэродрома "Ростов-на-Дону (Центральный)" указанная группа лицявляется жителями или проживают на территории г. Ростов-на-Дону, наприаэродромной территории аэродрома "Центральный", и находятся впотенциальной опасности от действий (бездействия) ответчиков.
Земельные участки с кадастровыми номерами КН N, КН N, расположены в границах приаэродромной территории, в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный), под траекторией маршрутов взлета и захода на посадку воздушных судов на удалении 4700 м, 5500м, от контрольной точки аэродрома, при этом используются ООО "Чистый город" в целях размещения полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления, и строительства мусороперерабатывающего комплекса, сроком на 5 лет по результатам торгов, в последствие договоров аренды от 03.09.2018г. от 08.04.2016г.
Ссылаясь на положения ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации просили суд обязать Администрацию города Ростова-на-Дону привести в соответствии с требованиями использовании территорий под полигоном твердых отходов на участке N КН N - 15, 7 га и площадки временного накопления, расположенной на земельном участке с NКН N, площадью 4, 9 га, в соответствии с требованиями воздушного кодекса признать не соответствующим действующему законодательству.
Просили обязать провести рекультивацию данных земельных участков, обязать ООО "ГК "Чистый город"" исполнить требования воздушного кодекса, признать не соответствующей действующему законодательству эксплуатацию площадки временного накопления твердых отходов потребления и производством северо-западной промзоне г. Ростова-на-Дону, расположенной на земельном участке с N КН N, площадью 4, 9 га - принять меры о рекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления и производства.
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обязать расторгнуть договор по незаконному использованию площадки временного накопления, расположенного на земельном участке с N КН N5, площадью 4, 9 га.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 марта2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.Дополнительным Решением Ленинского районного суда г. Ростова-наДону от 19 октября 2020 года исковые требования СНТ "Изумруд" кАдминистрации г. Ростов-на-Дону, Департаменту имущественно-земельныхотношений г.Ростова-на-Дону, ООО "ГК "Чистый город" о возложенииобязанности по приведению использования территорий под полигономтвердых отходов и площадки временного накопления в соответствии стребованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, признаниидействий незаконными, возложении обязанности по исполнению требованийВоздушного кодекса Российской Федерации, признании не соответствующейдействующем законодательству эксплуатации площадки временногонакопления твердых отходов потребления, возложении обязанности порекультивации земель, занятых твердыми отходами потребления ипроизводства, возложении обязанности по расторжению договора по незаконному использованию площадки временного накопления - оставленыбез удовлетворения.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 24 марта 2021 года решение Ленинского районного суда г..Ростова-на-Дону от 17 марта 2020 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г..Ростована-Дону от 19 октября 2020 года отменены в части отказа в удовлетворении иска к Администрации г..Ростова-на-Дону и ООО "ГК "Чистый город" о возложении на ООО "ГК "Чистый город" обязательства исполнить требования Воздушного кодекса РФ, признании не соответствующей действующему законодательству эксплуатации площадки временного накопления твердых отходов потребления расположенной на земельном участке с кадастровым номером N площадью 4, 9 га, обязании Администрации г..Ростова-на-Дону привести в соответствие с требованиями Воздушного кодекса РФ использование земельного участка с кадастровым номером N и в отмененной части принять новое решение которым удовлетворить иск ФИО55, действующего в интересах группы лиц, ФИО56, ФИО57, СНТ "Изумруд" к ООО "ГК "Чистый город", Администрации г..Ростова-на-Дону о возложении обязательства исполнить требования Воздушного кодекса РФ, признании не соответствующей действующему законодательству эксплуатации площадки временного накопления твердых отходов потребления расположенной на земельном участке с кадастровым номером N площадью 4, 9 га, привести в соответствие с требованиями Воздушного кодекса РФ использование земельного участка с кадастровым номером N. Признал эксплуатацию ООО "ГК "Чистый город" площадки временного накопления твердых отходов потребления расположенной на земельном участке с кадастровым номером N площадью 4, 9 га не соответствующей требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации. Обязал ООО "ГК "Чистый город" осуществлять эксплуатацию земельном участка с кадастровым номером N площадью 4, 9 га в соответствие с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации.
Признал эксплуатацию и использование администрацией г..Ростова- на-Дону земельного участка с кадастровым номером N площадью 15, 7 га не соответствующей требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации. Обязал Администрацию г..Ростова-на-Дону осуществлять использование и эксплуатацию земельном участка с кадастровым номером N площадью 15, 7 га в соответствие с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации. В остальной части решение Ленинского районного суда г..Ростова-наДону от 17 марта 2020 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г..Ростова-на-Дону от 19 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Ростов-на-Дону, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ГК "Чистый город" поддержало жалобу и просило отменить апелляционное определение, оставив в силе решения суда первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Ростовской области и Министерство обороны Российской Федерации просили апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, а жалобу администрации г. Ростова-на-Дону без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФИО58, ФИО59, СНТ "Изумруд" - ФИО60 возражала против удовлетворения кассационной жалобы, просила оспариваемые судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1065 ГК РФ, предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно части 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, т.е. от противоправных действий (бездействие), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) было предусмотрено, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах аэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Как следует из пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (ред. от 06.07.2016г.) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138 (далее Правила) (ред. от 06.07.2016г.), было предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Согласно п. 59 Правил (ред. от 06.07.2016г.) запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Целью установления названного законодательного запрета является обеспечение безопасного использования воздушного пространства (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020), на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижения при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Так, названными Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт "е" пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил).
Вместе с тем в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарнозащитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать (негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарнозащитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - "для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сферевоздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданскойавиации.
Земельные участки, с кадастровыми номерами N и N, находятся в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) и относятся к шестой подзоне приаэродромной территории, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Судом установлено, что аэродром Ростов-на-Дону (Центральный) является аэродромом государственной авиации 1 класса, передан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. N1034-р в ведение Министерства обороны Российской Федерации, и зарегистрирован в государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за N86.
На аэродроме Ростов-на-Дону (Центральный) базируются войсковые части. Старшим авиационным начальником аэродрома Ростовна-Дону (Центральный) является командир войсковой части 41497.
Земельный участок аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный) расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4955741 кв.м. по адресу: "адрес" и принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Между Департаментом имущественно-земельных отношений и ООО "Группа компаний "Чистый город" по результатам торгов, был заключен договор аренды земельного участка, КН N, имеющего промзона "Северо-Западная", для строительства мусороперерабатывающегокомплекса, сроком на 5 лет с момента передачи участка, земельный участокобременен ограничениями - учетные номера 2, 3 площадью по 144 кв.м. -охранная зона объектов электросетевого хозяйства.
Между Департаментом имущественно-земельных отношений и АО "Чистый город", по результатам торгов был заключен договор аренды земельного участка, КН N, имеющего адресный ориентир: "адрес" для использования в целях размещения полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления, сроком на 5 лет с момента передачи участка.
26.07.2018г. между АО "Чистый город" и ООО "Группа компаний "Чистый город" был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды N N от 08.04.2016г. в отношении земельного участка КН N, имеющего адресный ориентир: "адрес" для использования в целях размещения полигонов твердых бытовых отходов производства и потребления, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 49002 кв.м.
В ответ на обращение ООО "Группа компаний "Чистый город" от 15.08.2018г. на предмет согласования проектной документации размещения объектов: "Мусороперерабатывающий комплекс" и "Полигон ТКО", планируемых к размещению на земельных участках с КН N площадью 15, 7га, было дано отрицательное заключение командира войсковой части 41497 от 12 сентября 2018 г. N 123/1098 о недопустимости размещения вышеуказанных объектов в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный).
01.02.2019г. между ООО "Группа компаний "Чистый город" и ООО "Чистый мир" заключен договор на оказание услуг по содержанию и эксплуатацию площадки временного накопления твердых бытовых отходов.
Арбитражным судом Ростовской области вынесено решение от 04.08.2020г. по делу N А53-38109/19 в соответствии с которым, признаны недействительными торги на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N Признан недействительным договор аренды N N от 03.09.2018. Применены последствия недействительности. Обязал ООО "Группа компаний "Чистый город" возвратить Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) земельный участок с кадастровым номером N. Арбитражный суд взыскал с Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-наДону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) 23 822 734, 09 руб. Взыскал с Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. Возвращена ООО "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлину в размере 175 554 руб.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 04 августа 2020 г. усматривается, что приаэродромная территория аэродрома Ростова-на-Дону (Центральный) составляет около 30 х 60 км, в которой выделены полосы воздушных подходов сложной конфигурации. В соответствии с требованиями пункта 47 приказа Министерства обороны РФ от 02.11.2006 N059 в полосах воздушных подходов не допускается новое строительство зданий и сооружений (жилых, больниц, фабрично-заводских, культурно-просветительных и др.). Согласно пункту 46 приказа расположение существующих зданий и сооружений, связанных с массовым пребыванием людей (жилых, больниц, фабрично-заводских, культурнопросветительских и др.) в пределах полос воздушных подходов нежелательно, и требует вывода из полос воздушных подходов.
Для обеспечения безопасности полетов на аэродроме Ростов-на-Дону (Центральный) при строительстве указанного объекта его необходимо разместить на земельных участках на удалении более 15 км от контрольной точки аэродрома, вне полос воздушных подходов.
Требования истцов мотивированы тем, что основанием обращения в суд является нарушение прав, связанных с безопасностью жизни и здоровья граждан, проживающих на прилагающей к приаэродромной территории аэродрома "Центральной", поскольку размещение твердых коммунальных отходов влечет за собой массовое скопление птиц, возможность аварийных ситуаций в процессе деятельности летательных аппаратов в результате попадания птиц.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования о возложении обязанности на ДИЗО г.Ростова-на-Дону по расторжению договора аренды земельного участка КН N - 4, 9 га удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с положениями ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Также суд исходил из того, что земельные участки используются в рамках договорных отношений в соответствии с видом разрешенного использования, который до настоящего времени не изменен, факт нарушения условия договора о целевом использовании земельных участков не доказан, договоры долгосрочной аренды до настоящего времени не расторгнуты, действующие, оснований для возложения обязанности по рекультивации у суда не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления ООО "ГК Чистый город" эксплуатации и использования на земельном участке КН N, с видом разрешенного использования полигоны твердых бытовых отходов производства и потребления, в нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации, поскольку использование и эксплуатация такого объекта осуществляется в границах приаэродромной территории, в полосе воздушных подходов аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный), под траекторией маршрутов и взлета и захода на посадку воздушных судов на удалении 4700 м от контрольной точки аэродрома и одновременно способствует привлечению и массовому скоплению птиц.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что при указанных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения исковых требований в указанных частях, поскольку использование земельных участков с КН N, N не соответствует требованиям закона и создает опасность для осуществления полетов воздушных судов. В связи с этим, суд апелляционной инстанции отменил в указанной части решение суда с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований, с чем соглашается судебная коллегия.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, администрация г. Ростова-на-Дону является исполнительным органом местного самоуправления, на которого законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории в пределах своей компетенции.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 марта 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Е.К. Фрид
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.