Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о зачете выслуги лет, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ МВД РФ по Ростовской области) о зачете выслуги лет.
В обоснование исковых требований указано, что истец является получателем пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с расчетом выслуги лет для назначения пенсии Отделом пенсионного обслуживания Центра пенсионного обеспечения ГУ МВД РФ по Ростовской области в стаж истца засчитаны следующие периоды службы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. зачтен из расчета один день за полтора; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. также зачтен из расчета один день за полтора и только период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был зачтен из расчета один день за три.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка Ленинского района г. Ростова-на-Дону N2 от 17.11.2003г. и решением мирового судьи судебного участка Ленинского района г. Ростова-на-Дону N 2 от 20.11.2003г. установлено, что ФИО1 непосредственно участвовал в контртеррористических мероприятиях на территории Чеченской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Также суд обязал МВД РФ зачесть указанные периоды (время участия в контртеррористических мероприятиях) в льготный стаж для назначения пенсии из расчета один месяц за три. Денежные средства за участие контртеррористических мероприятиях после вынесения судебных решений истцу были выплачены. Однако при подсчете ответчиком выслуги лет в целях назначения пенсии ответчик не включил вышеуказанные периоды в льготный стаж для исчисления пенсии.
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд обязать ГУ МВД РФ по Ростовской области зачесть период службы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в льготный стаж для назначения пенсии из расчета один день (месяц) за три.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 января 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2021 года указанное решение отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования ФИО1 к ГУ МВД РФ по Ростовской области удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ГУ МВД РФ по Ростовской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2021 года, а решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 января 2021 года оставить в силе. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 38 вышеуказанного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 1 вышеуказанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 указано, что действие данного закона распространяется, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 данного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-1 определяется Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" в целях повышения оперативности действий сил и средств, участвующих в проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, постановлено создать Оперативный штаб по управлению КТО, Региональный штаб, который осуществляет руководство и управление специальными силами и средствами, принимает решения об их использовании. МВД России указано выделить необходимые специальные силы и средства для непосредственного обнаружения и пресечения деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона.
В подпункте "е" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" указано, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. Названный подпункт введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 651, вступившим в силу с 1 января 2007 года.
До 9 июля 2007 г. на территории Российской Федерации действовал Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях", которым было предусмотрено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Приказом начальника ГУВД Ростовской области Отдела внутренних дел г. Каменска N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уволен по п. "з" ст. 19 закона Российской Федерации "О милиции", по ограниченному состоянию здоровья.
Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 21 год 05 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 22 года 09 месяцев 24 дня.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия за выслугу лет Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В период прохождения службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находился в служебных командировках и выполнял служебно-боевые задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Согласно расчету выслуги лет, указанные периоды включены ответчиком в выслугу лет истца исходя из расчета 1 месяц как 1, 5.
ФИО1 неоднократно обращался в Межмуниципальный отдел МВД России "Каменский" по вопросу перерасчета выслуги лет, исходя из расчета спорных периодов 1 месяц за 3 месяца, однако, фактически признавая право на включение в льготный стаж ФИО1 для назначения пенсии спорных периодов из расчета 1 месяц за 3 месяца, перерасчет выслуги истца ответчиком так и не был произведен.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца, исходил из того, что истцом пропущен срок для предъявления исполнительного документа по вступившим в законную силу решениям суда, с заявлением о восстановлении срока предъявления исполнительного документа, истец не обращался.
Не согласившись с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда отменила решение районного суда и приняла по делу новое решение об удовлетворении иска.
При этом судебная коллегия исходила из того, что решениями мирового судьи с МВД России в пользу ФИО1 взысканы денежные средства и возложена обязанность зачесть дни участия в контртеррористических мероприятиях с 22.03.2002г. по 27.03.2002г, с 28.03.2002г. по 21.09.2002г, с 22.04.2003г. по 18.10.2003г. в льготный и специальный стаж ФИО1 из расчета один месяц участия за три.
При этом, судебная коллегия учитывала, что в рамках рассматриваемых мировым судьей споров, требования относительно пенсионных прав истца не заявлялись и не рассматривались, поскольку истец на момент обращения в суд в 2003 году пенсионером не являлся. Суд апелляционной инстанции учитывал, что нарушение пенсионных прав истца носит длящийся характер и пенсионные права нарушаются, в том числе, и в настоящее время. В этой связи требование о пересмотре размеров пенсии ввиду необходимости зачета выслуги лет в льготном исчислении не может ограничиваться сроками предъявления исполнительных документов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что заявленные истцом в настоящем деле требования, аналогичны ранее рассмотренным, в связи с чем истцом избран ненадлежащий способ защиты права, подлежат отклонению поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном понимании подлежащих применению норм права.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают их и не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД РФ по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.