Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белоглинского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетней Марьиной К.А. к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N13 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, поступившей с делом 10 августа 2021 г, на решение Тихорецкого городского суда от 7 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Стрелковского С.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Белоглинского района Краснодарского края, действующий в интересах несовершеннолетней Марьиной К.А, обратился в суд с иском к государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N13 государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.
Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 7 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить в соответствии с порядком, установленным законодательством, несовершеннолетнюю Марьиной К.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающую по адресу: "адрес", креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела (комнатная).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 г. решение суда первой оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что ввиду неравномерного поступления бюджетных ассигнований на закупку для инвалидов средств реабилитации, происходит сбой в непрерывном процессе обеспечения. Марьиной К.А. была поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации 30 ноября 2019 г, в день обращения, Краснодарское региональное отделение не отказывало Марьиной К.А. в обеспечении ее необходимыми средствами реабилитации, и она будет обеспечена необходимыми средствами в порядке очередности и по мере заключения государственных контрактов. Кроме того, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель Марьиной К.А. отказалась от обеспечения техническим средством реабилитации, так как оно не подходит ее ребенку, в связи с чем ей необходимо внести изменения в индивидуальную карту реабилитации для получения необходимого средства реабилитации.
Третье лицо Марьиной Е.И, ответчики Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N13 Государственное учреждение - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 г. (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. N 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, инвалид на момент вынесения решения не был обеспечен необходимыми средствами реабилитации свыше 6 месяцев, что превышает предельный срок, установленный законом.
При этом, ответчиком уведомление о невозможности предоставить инвалиду необходимое техническое средство реабилитации не направлялось, на момент рассмотрения спора техническое средство реабилитации не было самостоятельно приобретено инвалидом, и соответственно с заявлением о выплате компенсации он не обращался.
Приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных, в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Белоглинского района проведена проверка по обращению Марьиной Е.И. в интересах несовершеннолетней Марьиной К.А, 5 ноября 2015 года рождения, об обеспечении техническими средствами реабилитации, по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Марьиной К.А. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой N и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов.
24 декабря 2019 г. при проведении МСЭ Марьиной К.А. разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой предусмотрено предоставление несовершеннолетней технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в виде: 1) кресла- коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (л. д.52).
Вышеуказанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
В декабре 2019 года Марьиной Е.И. в интересах несовершеннолетней дочери Марьиной К.А. обратилась в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N13 (далее - филиал N13) с заявлением об обеспечении её техническими средствами реабилитации креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела (комнатная).
30 декабря 2019 г. Марьиной Е.И. уведомлена о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела (комнатная).
Однако ребенок - инвалид, на момент рассмотрения дела в суде, необходимыми для его восстановления техническими средствами реабилитации обеспечен не был.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Белоглинского района Краснодарского края, действующего в интересах Марьиной К.А, о возложении на ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ обязанности обеспечить ее техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела (комнатная), суд первой инстанции исходил из того, что Марьиной К.А. в указанный период не была своевременно и в полном объеме обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ей технических средств реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на представленных материалах дела, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Довод кассационной жалобы об отсутствии финансирования не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений в Фонд социального страхования РФ межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Доводы кассационной жалобы об отказе Марьиной Е.И. от получения кресла-коляски не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку, как следует из текста самой жалобы и возражений прокурора, заявление подано Марьиной Е.И. после вступления в силу решения суда и связано с тем, что предоставленная коляска не подходит несовершеннолетней Марьиной К.А. по техническим характеристикам и качеству изделия.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тихорецкого городского суда от 7 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.