Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Клочкова В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 30 декабря 2020 года и решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Клочкова Виктора Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 30 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2021 года, Клочков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Клочков В.В. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, либо изменить указанные акты с переквалификацией его действий на часть 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Клочкова В.В. к административной ответственности) управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Как усматривается из материалов дела, 19 ноября 2020 года в 15 часов 55 минут около "адрес" Клочков В.В. управлял транспортным средством "Хенде Акцент" с загрязненным природным материалом (грязь) государственным регистрационным знаком N, что препятствовало его идентификации.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Клочкова В.В. мировым судьей к административной ответственности по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей районного суда вынесенное по делу мировым судьей постановление признано законным и обоснованным.
Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу об административном правонарушении судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу правовой позиции, выраженной в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством: без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них); при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных конструкцией транспортного средства для этого местах (в том числе только одного из них); с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть (в том числе только одного из них), включая случаи, когда на момент остановки транспортного средства такие устройства или материалы не применялись для видоизменения или сокрытия государственных регистрационных знаков (в том числе только одного из них).
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно примечанию к этой статье, государственный регистрационный знак признается нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
В ходе производства по делу, рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к ответственности, Клочков В.В. последовательно указывал на то, что нарушение связано с погодными условиями.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что Клочков В.В. управлял 19 ноября 2020 года транспортным средством "Хенде Акцент" с загрязненным передним государственным регистрационным знаком О556ВВ/761. Кроме того, как следует из приложенной к жалобе распечатки с сайта МЧС России, в период с 16 ноября 2020 года по 19 ноября 2020 года на территории Ростовской области ожидалось ухудшение погодных условий.
Однако судебными инстанциями доводам Клочкова В.В. надлежащая правовая оценка не дана, обстоятельства погодных условий, а также маршрут транспортного средства "Хенде Акцент" под управлением Клочкова В.В, не исследованы.
Таким образом, исходя из диспозиции частей 1 и 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деянии Клочкова В.В. отсутствуют. Управление транспортным средством с загрязненными государственными регистрационными знаками влечет административную ответственность по части 1 указанной статьи.
Санкцией части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.
Переквалификация совершенного Клочковым В.В. деяния с части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.2 этого Кодекса согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 30 декабря 2020 года и решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Клочкова В.В, подлежат изменению путем переквалификации его действий с части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.2 данного Кодекса с назначением административного наказания в виде административного штрафа 500 рублей, в наибольшей степени отвечающего требованиям статей 4.1 - 4.3 названного Кодекса, поскольку Клочков В.В. ранее неоднократно привлекался к административной ответственности (л.д.5).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 30 декабря 220 года и решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Клочкова Виктора Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, переквалифицировать действия Клочкова Виктора Витальевича с части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.2 Кодекса и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Клочкова В.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Касьянова И.Н. N 5-6-524/2020
судья городского суда Рыбаков М.И. N 12-85/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. NП16-3301/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.