Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алешкиной Людмилы Капитоновны, поданную через суд первой инстанции 11 мая 2021 г, на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 февраля 2021 г, по административному делу N 2а-5420/2020 по административному исковому заявлению Алешкиной Людмилы Капитоновны к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алешкина Л.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просила признать незаконным решение администрации г. Красноярска "Об отказе в выдаче разрешения на строительство" N N от 8 мая 2020 г, обязать устранить нарушения.
В обоснование требований указала, что постановлением администрации г. Красноярска от 22 октября 2019 г. N административному истцу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения отступа от красной линии - без отступа, на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) по адресу: "адрес". Распоряжением от 19 ноября 2019 г. N-арх административному истцу разрешено перевести жилое помещение в нежилое с проведением работ по реконструкции с целью размещения магазина.
8 мая 2020 г. администрацией города Красноярска в лице Департамента градостроительства вынесено решение "Об отказе в выдаче разрешения на строительство" N N, обоснованное тем, что многоквартирный жилой "адрес", в составе которого предусмотрена реконструкция помещения N, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1)", где в части установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельного участка не предусмотрено размещение малоэтажных многоквартирных домов, относящихся к малоэтажной многоквартирной жилой застройке. Считает, что отказ является незаконным и нарушает ее права.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 февраля 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Алешкина Л.К. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, а также проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Алешкина Л.К. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес", а также доли в праве собственности на земельный участок - общее имущество в многоквартирном жилом доме.
Постановлением администрации г. Красноярска N от 22 октября 2019 г. Алешкиной Л.К. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения отступа от красной линии - без отступа (при нормативном не менее 6 м) на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) по адресу: "адрес", с целью размещения магазина, учитывая результаты публичных слушаний, соблюдение требований технических регламентов.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 ноября 2019 г. N-арх административному истцу разрешено перевести жилое помещение по "адрес", в нежилое помещение с проведением работ по реконструкции с целью размещения магазина. Также указано: Алешкиной Л.К. - получить в установленном порядке разрешение на реконструкцию данного жилого помещения.
28 апреля 2020 г. Алешкина Л.К. обратилась с заявлением о получении разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения N в многоквартирном жилом "адрес".
Решением Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска, выраженным в письме от 8 мая 2020 г. N N, отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения. Основанием отказа явилось то, что при проведении проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 29 августа 2019 г. N N, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, предусмотренной пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что многоквартирный жилой "адрес", в составе которого предусмотрена реконструкция помещения N, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1)", где в части установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельного участка, не предусмотрено размещение малоэтажных многоквартирных домов, относящихся к малоэтажной многоквартирной жилой застройке (код - 2.1.1). Несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 29 августа 2019 г. N N является нарушением пункта 2 части 11, части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что действующими Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск размещение малоэтажных многоквартирных домов, относящихся к малоэтажной многоквартирной жилой застройке (код - 2.1.1) на спорном земельном участке не предусмотрено в соответствии с определенными градостроительным регламентом видами разрешенного использования, следовательно, у административного ответчика в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ имелись основания для вынесения оспариваемого решения. Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на реконструкцию принят Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска в пределах полномочий, не противоречит законодательству и не нарушает права административного истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно положениям части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу части 9 статьи 36 ГрК РФ реконструкция указанных в части 8 данной статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
При этом Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122, местоположение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100347:66 отнесено к территориальной зоне "Зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1)".
Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрены "магазины (код - 4.4)".
При таких обстоятельствах вид использования спорного помещения в случае его реконструкции под размещение магазина не вступит в противоречие с предусмотренными административным регламентом видами разрешенного использования занятого этим объектом земельного участка, и не нарушит положения указанных выше норм права.
Учитывая изложенное, решение Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 8 мая 2020 г. N N об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилого помещения не соответствует требованиям нормативных правовых актов и нарушает права Алешкиной Л.К.
Кроме того, пункт 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, который применили суды, не регламентирует спорные правоотношения, поскольку устанавливает основания направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Спорный объект не является объектом индивидуального жилищного строительства или садовым домом.
Поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, повлиявшая на исход административного дела, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 8 мая 2020 г. N N об отказе в выдаче Алешкиной Л.К. разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Возложение на Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление Алешкиной Л.К. от 28 апреля 2020 г. о выдаче разрешения на строительство будет направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 февраля 2021 г. отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 8 мая 2020 г. N А-2368-ек об отказе в выдаче Алешкиной Людмиле Капитоновне разрешения на строительство.
Обязать Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление Алешкиной Людмилы Капитоновны от 28 апреля 2020 г. о выдаче разрешения на строительство.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.