Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Суртаевой Ольги Станиславовны, поданную через суд первой инстанции 10 сентября 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г.
по административному делу N 2а-1727/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю к Суртаевой Ольге Станиславовне о взыскании недоимки и пени по налогам.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени по налогам с Суртаевой Ольги Станиславовны.
В обоснование доводов указала, что Суртаева О.С. является плательщиком земельного налога. Налогоплательщику направлялись требования об оплате налога, однако налог в полном объеме не оплачен. Межрайонная ИФНС России N 17 по Красноярскому краю просит с учетом уточнения к иску взыскать налог за 2015 г. в размере "данные изъяты", за 2017 г. в размере "данные изъяты", пени за период с 4 декабря 2018 г. по 18 декабря 2018 г. в размере "данные изъяты".
Также Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю подано административное исковое заявление к Суртаевой О.С, в котором просит взыскать пени по земельному налогу за 2016 г. в размере "данные изъяты" за период с 2 декабря 2017 г. по 26 февраля 2019 г, пени за 2015 г, 2017 г. в размере "данные изъяты" за период с 19 декабря 2018 г. по 26 июня 2019 г.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 сентября 2020 г. административные дела объединены в одно производство.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2020 г. производство по административному делу N 2а-1727/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России N 17 по Красноярскому краю к Суртаевой О.С. прекращено в части требований о взыскании с Суртаевой О.С. пени по земельному налогу за 2016 г. за период с 2 декабря 2017 г. по 26 марта 2018 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска 9 ноября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены частично, взыскана с Суртаевой Ольги Станиславовны в пользу ИФНС России N 17 по Красноярскому краю задолженность по земельному налогу за 2017 г. в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу за 2017 г. за период с 4 декабря 2018 г. по 26 июня 2019 г. в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу за 2016 г. за период с 27 марта 2018 г. по 26 февраля 2019 г. в размере "данные изъяты", всего "данные изъяты". В удовлетворении требований ИФНС России N17 по Красноярскому краю к Суртаевой Ольге Станиславовне о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2015 г. отказано. Взыскана с Суртаевой Ольги Станиславовны в доход местного бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска 9 ноября 2020 г. в части взыскания с Суртаевой Ольги Станиславовны общего размера задолженности обязательных платежей и санкций, размера государственной пошлины изменено. Решение суда отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России N 17 по Красноярскому краю к Суртаевой Ольге Станиславовне о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 г, принято по административному делу в указанной части административных исковых требований новое решение, которым с Суртаевой Ольги Станиславовны взыскана задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере "данные изъяты". С учетом ранее взысканной с Суртаевой Ольги Станиславовны по данному решению суда задолженности по земельному налогу за 2017 г. в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу за 2017 г. за период с 4 декабря 2018 г. по 26 июня 2019 г. в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу за 2016 г. за период с 27 марта 2018 г. по 26 февраля 2019 г. в размере "данные изъяты", указан общий размер подлежащей взысканию денежной суммы "данные изъяты" Размер взысканной с Суртаевой Ольги Станиславовны в доход местного бюджета государственной пошлины увеличен до "данные изъяты". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 г, ссылаясь на неверное толкование судом положений налогового законодательства. Полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что при расчете земельного налога за 2015 г. подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная на основании решения Красноярского краевого суда от 25 декабря 2019 г. Указывает, что датой начала применения для целей налогообложения новой кадастровой стоимости, установленной решением Красноярского краевого суда от 25 декабря 2019 года для семи спорных участков стали 31 мая 2012 г. (три земельных участка) и 29 января 2013 г. (четыре земельных участка), в связи с этим земельный налог за 2015 г. подлежал перерасчету.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Суртаевой О.С. в 2015 г. принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: N
13 сентября 2018 г. административному ответчику Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю направлено налоговое уведомление N об уплате за 2015, 2017 гг. земельного налога в сумме "данные изъяты", в срок не позднее 3 декабря 2018 г.
19 декабря 2018 г. административным истцом в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено Суртаевой О.С. требование N об уплате земельного налога в общей сумме "данные изъяты", пени по указанным налогам в сумме "данные изъяты". в срок до 10 января 2019 г, которое административным ответчиком оставлено без исполнения.
Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается скриншотами личного кабинета налогоплательщика.
17 апреля 2019 г. мировым судьей судебного участка N 67 в Октябрьском районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, который на основании заявления Суртаевой О.С. отменен определением того же мирового судьи от 11 июля 2019 г.
Решением Красноярского краевого суда от 25 декабря 2019 г, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", равной их рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а именно: земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 1 596 000 руб. по состоянию на 31 мая 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 11 596 000 руб. по состоянию на 31 мая 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 11 594 000 руб. по состоянию на 31 мая 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 354 000 руб. по состоянию на 29 января 2013 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 488 000 руб. по состоянию на 29 января 2013 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 367 000 руб. по состоянию на 29 января 2013 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 471 000 руб. по состоянию на 29 января 2013 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 766 000 руб. по состоянию на 10 октября 2016 г. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков указано считать 22 ноября 2019 г.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования пришел к выводу о том, что имеются основания для частичного удовлетворения требований налогового органа о взыскания с Суртаевой О.С. обязательных платежей и суммы пени, исходя из установления новой кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости. При этом суд отказал во взыскании недоплаты по земельному налогу за 2015 г, поскольку с учетом изменения в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков не установилналичия недоплат по земельному налогу.
С выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании с Суртаевой О.С. задолженности по земельному налогу за 2015 г. не согласился суд апелляционной инстанции. Изменяя решение суда, посредством отмены в указанной части, судебная коллегия пришла к выводу о том, что установленная решением Красноярского краевого суда от 25 декабря 2019 г. кадастровая стоимость земельных участков не может быть использована для расчета земельного налога за 2015 г. коллегия указала, что судом первой инстанции не учтено, что новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 г. и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованными ввиду нижеследующего.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 того же Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 г.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.
Положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как правильно установлено судом первой инстанции кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости определена решением Красноярского краевого суда от 25 декабря 2019 г, то есть после 1 января 2019 г, принимая во внимание требования пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2019 г, установленная данным решением суда кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с дат по состоянию на которые она определена, а именно 31 мая 2012 г. и 29 января 2013 г, что не исключает перерасчет земельного налога за 2015 год и начисленных пени.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции о правильности расчета налоговым органом земельного налога за 2015 г. нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения не соответствуют, поскольку положения статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивают право налогоплательщика на перерасчёт налога в связи с реализацией права на применения иной кадастровой стоимости. Содержания пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) предполагает применение кадастровой стоимости, установленной после 1 января 2019 г. в размере рыночной для всех налоговых периодов, в отношении которых она определяла налоговую базу для исчисления земельного налога.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, которым изменено решение суда первой инстанции, посредством его отмены в части, нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 марта 2021 г. отменить. Оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2020 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.