Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Правительства Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 23 сентября 2021 г, на решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г.
по административному делу N 3а-675/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Желдорэкспедиция" (далее - ООО "Желдорэкспедиция", Общество) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Березнюк Г.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представляющей интересы Правительства Красноярского края, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Желдорэкспедиция" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды N от 18 апреля 2019 г. Общесствоявляется владельцем земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: место размещения дома бытовых услуг, для иного использования; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский "адрес" Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 1 января 2011 г. в сумме 12 497 711 рублей. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю N от 18 июня 2020 г. административному истцу отказано в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N. В связи с несогласием с установленным размером кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой формируются арендные платежи, а также выкупная стоимость объекта недвижимости, ООО "Желдорэкспедиция" полагало необходимым установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной, в соответствии с представленным отчетом "данные изъяты" N от 15 марта 2020 г. по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 3 582 000 рублей. Кроме того, административный истец просит взыскать с Правительства Красноярского края судебные расходы за отчет об оценке в размере 30 000 рублей, а также расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
Решением Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 3 582 000 руб, определённой по состоянию на 1 января 2011 г. Постановлено датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка указано считать 3 июня 2020 г. Взыскано с Правительства Красноярского края в пользу ООО "Желдорэкспедиция" 32 000 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права. В обоснование доводов указывает о том, что что экспертом при проведении экспертизы нарушен пункт 5 ФСО N 3, а именно в нарушение пунктов 2, 4 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт не указал Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве нормативно-правового акта, регламентирующего проведение экспертизы. Осмотр объекта исследования экспертом не производился, однако, Красноярский краевой суд при назначении экспертизы, не освобождал эксперта от проведения осмотра. Указанным нарушениям судом первой инстанции оценка не дана.
Ссылается на допущенные нарушения пункта 13 ФСО N 1, пунктов 22 а, 22 б ФСО N 7, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом, для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным. Также указывает на нарушение экспертом пункта 22 д ФСО N 7, согласно которому при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по цене образующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Полагает, что экспертом рыночная стоимость определена с грубыми нарушениями, представленный отчет об оценке требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", федеральным стандартам оценки не соответствует.
Заявленное ходатайство о назначении повторной экспертизы по делу судом было отклонено без законных оснований, а также выражает несогласие с решением суда в части возложения на Правительство Красноярского края обязанности по возмещению судебных расходов истцу в сумме 32 000 рублей.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что ООО "Желдорэкспедиция" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N - дома бытовых услуг; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" срок аренды - с 20 марта 2019 г. по 19 марта 2022 г, что подтверждается договором аренды земельного участка N от 18 апреля 2019 г.
На основании постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 12 497 711 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 августа 2020 г.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 января 2012 г.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет N об оценке от 15 марта 2020 г, подготовленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: место размещения дома бытовых услуг, для иного использования, площадью 2575 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 3 582 000 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 18 июня 2020 г. N ООО "Желдорэкспедиция" отказано в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в связи с несоответствием представленного отчета N об оценке от 15 марта 2020 г. требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Красноярского краевого суда от 8 сентября 2020 г. по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза на соответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона об оценке и федеральным стандартам оценки и по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.
Согласно экспертному заключению N от 9 октября 2020 г, выполненному "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 4 154 000 рублей. Отчет об оценке N, выполненный оценщиком ФИО7 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Оценщиком, составившим отчет N, не допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Разрешая административный спор, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчет об оценке N от 15 марта 2020 г, подготовленный оценщиком "данные изъяты" составлен с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности, что и подтверждено проведенной по делу судебной оценочной экспертизой. Расхождение стоимости земельного участка, установленной экспертом (4 154 000 рублей), от стоимости, указанной в отчете оценщика (3 582 000 рублей), составившее 13, 8%, обусловлено допустимыми различиями в методах оценки, использованных оценщиком и экспертом.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; пунктом 5 ФСО N 7 предусмотрена возможность проведения оценки рыночной стоимости имущества в отсутствие осмотра объекта оценки. Судебный эксперт при обосновании использования в расчетах лишь части объектов-аналогов указал, что в связи с недостатком информации по предложениям продажи объектов-аналогов на рынке земельных участков для расчета рыночной стоимости оцениваемого земельного участка по состоянию на дату оценки, в качестве аналогов приняты данные о рыночной стоимости по земельным участкам, в отношении которых по состоянию на дату оценки в судебном порядке или по решению комиссии установлена рыночная стоимость в качестве кадастровой. В связи с чем, в итоговую выборку объектов-аналогов экспертом включены два земельных участка, кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной. Определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов. Судебным экспертом при обосновании внесения корректировки на вид передаваемых имущественных прав, указано, что при невозможности точно установить вид передаваемых имущественных прав, объектам-аналогам устанавливается вид права: "Собственность", поскольку право аренды земельного участка стоит значительно дешевле права собственности на земельный участок при всех других прочих равных условиях.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
При проведении экспертизы нарушений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не установлено, заключение соответствует федеральным стандартам оценки. Более того, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют специальное высшее образование и определенный стаж экспертной работы.
Кроме этого, судебные инстанции пришли к правильным выводам при разрешении вопроса по возмещению судебных расходов в пользу административного истца.
Вопреки мнению кассатора допустимых и относимых доказательств, опровергающих выводы эксперта о наличии в представленном экспертном заключении нарушений федеральных стандартов оценки, приведших к искажению рыночной стоимости земельного участка, в деле не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судами необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы, также не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов. Отказ в удовлетворении ходатайства на законность принятых судом первой инстанции и апелляционным судом судебных актов не повлиял, и нарушения прав и законных интересов подателя жалобы не повлек. Доводы кассационной жалобы обратного не подтверждают.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в апелляционной жалобе, они были подробно исследованы судом апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов судов у Судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, направлены на переоценку доказательств, представленных судам, и на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.