Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Литягина Руслана Андреевича, поданную 7 октября 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 апреля 2021 года
по административному делу N 2а-184/2021 по административному исковому заявлению Литягина Руслана Андреевича о признании незаконным решение государственного инспектора регистрационно-экзаменационной группы ОГИБДД ОМВД России по Ужурскому району от 18 августа 2020 года по результатам сдачи практического экзамена на право управления транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Литягина Р.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Литягин Р.А. обратился в Ужурский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решение государственного инспектора регистрационно-экзаменационной группы ОГИБДД ОМВД России по Ужурскому району от 18 августа 2020 года по результатам сдачи практического экзамена на право управления транспортными средствами.
В обоснование требований указано, что 19 августа 2020 года он сдавал экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения по г. Ужуру Красноярского края. Согласно экзаменационному листу, экзамен по вождению он не сдал, однако с результатами оценки инспектором не согласен. Указывает, что при сдаче экзамена проводилась аудио- и видеосъёмка. По техническим причинам съемка была произведена не качественно, инспектор, принимавший практический экзамен в процессе экзамена ничего не видел в монитор. При проведении экзамена были допущены нарушения подпунктов 13.1, 15.2 Инструкции по применению средств аудио-видеорегистрации при проведении экзаменов, утвержденной приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 1 октября 2015 N 522. Во время проведения экзамена инспектором игнорировался факт нечитаемости контрольно-измерительных приборов (спидометр, указатель правого поворота). Система оценок административному истцу не была разъяснена. В пункте 130 Регламента прописано, что, если кандидат в водители допускает 5 и более штрафных баллов, экзамен прекращается, однако после получения пяти штрафных баллов экзамен был продолжен.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение, принятое 19 августа 2020 инспектором РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Ужурскому району Ереметовым М.В. по результатам сдачи экзамена на право управления транспортными средствами категории "В". На административного ответчика ОМВД России по Ужурскому району Красноярского края возложена обязанность устранить нарушения прав Литягина Р.А, в течение одного месяца аннулировать экзамен, проводимый 19 августа 2020 года, и принять у Литягина Р.А. экзамен повторно, об исполнении решения суда сообщить в суд, вынесший решение и административному истцу".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 апреля 2021 года решение Ужурского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Литягиным Р.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Настаивает, что судом первой инстанции установлено нарушение процедуры принятия экзамена, что нашли подтверждение также в апелляционном суде. Указывает, что суд апелляционной инстанции, принимая доводы административного ответчика, не принял во внимание, что Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 20 октября 2015 N 995 утратил силу с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа МВД России от 20 февраля 2021 N 80, который предусматривает, что нарушение процедуры проведения экзамена является основанием аннулирования результатов экзамена (пункт 232.4). Считает, что суд апелляционной инстанции, отменяя законное решение суда первой инстанции, некорректно ссылается на статью 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подрывает принципы и задачи правосудия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Представителем ОМВД России по Ужурскому району представлено заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав административного истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выразившего несогласие с представленным возражениями, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных ОМВД России по Ужурскому району, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также порядок выдачи водительских удостоверений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил (здесь и далее нормативные акты в редакции, действующей на дату сдачи экзамена) экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов - экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Экзамены принимаются в следующей последовательности: а) теоретический экзамен; б) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством; в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений на момент оспариваемых правоотношений были установлены "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений", утвержденным Приказом МВД России от 20 октября 2015 N 995 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 118 Административного регламента административная процедура по проведению экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения включает следующие административные действия: подготовку к проведению экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - в срок, не превышающий 20 минут (пункт 118.1.); проведение экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - в срок до 30 минут при условии выполнения кандидатом в водители на маршруте всех маневров и действий (пункт 118.2.); определение и фиксацию результатов экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - в срок, не превышающий 10 минут после завершения экзамена (пункт 118.3.).
В соответствии с пунктом 119.3. Административного регламента при подготовке к проведению экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения экзаменатором осуществляется проверка работоспособности средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
Согласно пункту 126 Административного регламента при движении по маршруту кандидат в водители по команде экзаменатора выполняет маневры и действия, предусмотренные пунктом 2 приложения N 2 к Правилам. Последовательность выполнения маневров и действий, в том числе связанных с изменением направления движения по маршруту, определяется экзаменатором в процессе проведения экзамена.
В соответствии с пунктом 128 Административного регламента экзаменатор контролирует ход выполнения маневров и действий, предусмотренных маршрутом, соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации, подает команды кандидату в водители, оценивает его навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей (приложение N 8 к Административному регламенту).
Ошибки в соответствии с требованиями пункта 129 Административного регламента классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.
Согласно пункту 130 Административного регламента результат проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения считается положительным и кандидату в водители выставляется оценка "СДАЛ", если кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5 баллов. В случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется оценка "НЕ СДАЛ", проведение экзамена прекращается.
Оценки, полученные кандидатом в водители на экзамене, заносятся в экзаменационный лист, который подписывается экзаменатором и кандидатом в водители (пункт 131. Административного регламента).
По завершении экзамена согласно требованиям пункта 132 выполняются действия, предусмотренные пунктами 101 и 102 Административного регламента, в том числе: кандидату в водители, показавшему неудовлетворительный результат, разъясняются допущенные ошибки, порядок и сроки пересдачи экзамена.
Результатом административной процедуры в соответствии с пунктом 133 Административного регламента является выставление экзаменатором в экзаменационном листе оценки, полученной кандидатом в водители на экзамене по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Общее время выполнения административной процедуры в отношении одного кандидата в водители - до 1 часа.
Руководствуясь указанными нормами права, регулирующими порядок проведения практического экзамена, установив, что Литягин Р.А. при сдаче экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения согласно экзаменационному листу допустил нарушение пунктов 8.1, 8.2, 8.3, 9.1, 13.9, 19.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, сумма ошибок превысила 5 баллов, что административным истцом не оспаривалось в ходе рассмотрения дела и установлено судом на основании исследованной в судебном заседании видеозаписи со средства видеорегистрации процесса проведения экзамена, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым результат сдачи экзамена признан незаконным, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Литягина Р.А. Нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно.
Доводы кассационной жалобы и пояснения, данные Литягиным Р.А. в суде кассационной инстанции, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку основаны на субъективной оценке заявителем обстоятельств дела и представленных доказательств, неправильном толковании норм материального права.
Доводы административного истца, изложенные в ходе рассмотрения дела о нарушении процедуры проведения экзамена являлись предметом судебной оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно отклонены апелляционной коллегий в связи с тем, что сумма баллов за ошибки, допущенные Литягиным Р.А. в течение времени, установленного Административным регламентом для проведения экзамена, превысила 5 баллов, что свидетельствует о законности внесенного в экзаменационный лист результата сдачи экзамена. Наличие и содержание допущенных ошибок при сдаче экзамена, а также количество установленных баллов, в ходе рассмотрения дела Литягиным Р.А. не оспаривалось, что подтверждено заявителем в суде кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, основанные на положениях пункта 232.4. Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 20 февраля 2021 N 80 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений", не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные нормы не подлежат применению при разрешении настоящего спора, поскольку распространяются на правоотношения, возникшие после 1 апреля 2021 года.
Доводы Литягина Р.А. о неполноте протокола судебного заседания не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку как следует из материалов дела, представленные протоколы соответствуют требованиям статьи 205 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, замечания на протоколы в порядке, установленным статьей 207 указанного кодекса не были принесены.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения, по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.