Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барнаульской городской Думы, поданную 27 октября 2021 года, на решение Алтайского краевого суда от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 года
по административному делу N 3а-57/2021 по административному исковому заявлению Масленниковой Ирины Юрьевны о признании недействующими в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края", решения Барнаульской городской Думы от 125 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Рубана А.В, полагавшего судебное акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, опубликованным в газете "Вечерний Барнаул" 7 сентября 2019 года N 134 (5026), включенным в Регистр муниципальных правовых актов 11 декабря 2019 года, утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план).
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, опубликованным в газете "Вечерний Барнаул" 31 декабря 2019 года N 195 (5088), включенным в Регистр муниципальных правовых актов 30 января 2020 года, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа города Барнаула (далее также - Правила землепользования и застройки).
Масленникова И.Ю. обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложение 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в части распространения функциональной зоны озелененных территорий специального назначения на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", а также приложение 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части распространения территориальной зоны озелененных территорий специального назначения (СН-3) на указанный земельный участок.
В обоснование требований указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", отнесенного к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома. При обращении с заявлением о строительства индивидуального жилого дома была уведомлена о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства в связи с его отнесением Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3), градостроительный регламент которой не предусматривает возможности размещения индивидуальных жилых домов. Между тем, территориальная зона озелененных территорий специального назначения (СН-3), соответствующая установленной Генеральным планом функциональной зоне озелененных территорий специального назначения, совпадает с границами недействующего скотомогильника, для которого санитарно-защитная зона не установлена.
Решением Алтайского краевого суда от 13 января 2021 года постановлено: "Административные исковые требования Масленниковой И.Ю. удовлетворить. Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в части распространения функциональной зоны озелененных территорий специального назначения на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", приложение 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части распространения территориальной зоны озелененных территорий специального назначения (СН-3) на земельный участок, расположенного по адресу: "адрес"".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 года решение Алтайского краевого суда от 13 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Барнаульской городской Думой ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Полагают, что, удовлетворяя требования суд не в полной мере учел представленные доказательства, которые подтверждают нахождение объекта повешенной опасности - скотомогильника на территории пос. Центральный, обладающего нормативной санитарно-защитной зоной, установленной в соответствии с действующим законодательством, в которую входит, в том числе, земельный участок административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 и Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу.
С учетом положений пункта 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 N 821, суды пришли к выводу, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, требования к порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края. По указанным основания не оспариваются.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями частей 6 и 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают, в частности: местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно понятиям, изложенным в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.
В силу требований части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (абзац 2 части 2 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1.2.1.1.1200-03 (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу опасности.
В разделе VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 4.2 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Судами установлено и следует из материалов дела, основании договора купли - продажи от 13 июня 2020 года Масленникова И.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:61:050601:3058, поставленного на кадастровый учет 25 мая 2010 года, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для индивидуального жилого дома.
Земельный участок находится в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения; картой градостроительного зонирования территории городского округа города Барнаула Алтайского края указанный земельный участок с кадастровым номером отнесен к территориальной зоне - озелененных территорий специального назначения (СН-3).
Документами территориального планирования функциональное назначение оспариваемой территориальной зоны определено в связи с запланированным строительством трех канализационно-насосных станций, границы спорной функциональной зоны совпадают с предполагаемыми границами санитарно-защитной зоны скотомогильника. В текстовой части Генерального плана городского округа - Город Барнаул описание назначения, видов использования функциональной зоны озелененных территорий специального назначения не приведено.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, санитарно-защитная зона скотомогильника в указанном выше порядке не устанавливалась.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства судебная коллегия считает верным выводы судов о том, что установленное в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки функциональное и территориальное зонирование с указанием на наличие санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Обоснованными также являются выводы судов о необоснованности определения вида функциональной зоны на основании предполагаемых сведений о размещении канализационно - насосных станций.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.