Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-793/2021; УИД: 17RS0017-01-2020-006458-27 по иску Акша-оола Тумена Хертековича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Тыва по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение такой выплаты и возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 19 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акша-оол Тумен Хертекович (далее - Акша-оол Т.Х, истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту также МВД России), Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Тыва по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение такой выплаты и возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанности произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва от 11 декабря 2019 г. был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что истец и его несовершеннолетние дети проживали без договорных отношений в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца, были ею вселены. Такое решение истец находит незаконным и необоснованным, поскольку он и его несовершеннолетние дети не могут быть отнесены к категории лиц, перечисленных в части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Квартира, в которой они зарегистрированы, до его матери принадлежала другому лицу, которая и зарегистрировала их.
Просил признать незаконными действия МВД по Республике Тыва по снятию истца и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать право истца и членов его семьи на получение такой выплаты, возложив на МВД России обязанность произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 19 мая 2021 г. постановлено:
"решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2021 г. отменить и принять новое решение.
Исковые требования Акша-оола Тумена Хертековича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным действий Министерства внутренних дел по Республике Тыва по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва от 11 декабря 2019 г. о снятии с учета Акша-оола Тумена Хертековича в составе семьи из 4 человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Признать право Акша-оола Тумена Хертековича на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 4 человек.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать".
В кассационной жалобе представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Бавуу Ж.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 19 мая 2021 г, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 января 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Акша-оол Т.Х. проходил службу в Министерстве внутренних дел по Республике Тыва, и приказом МВД от 12 ноября 2008 г. N уволен со службы по пункту "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно справке МВД по Республике Тыва от 12 октября 2012 г. N, майор милиции в отставке Акша-оол Т.Х. имеет стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 12 лет 11 месяцев 29 дней.
Из справки МВД по Республике Тыва от 25 ноября 2019 г. N следует, что Акша-оол Т.Х. проходил службу в ОВД с 13 ноября 1995 г. по 12 ноября 2008 г, уволен приказом МВД от 12 ноября 2008 г. N по пункту "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", то есть по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Протоколом Комиссии по принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 18 октября 2012 г. N Акша-оол Т.Х. с семьей в составе 4-х человек (он, жена и двое детей) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Из свидетельств о рождении и заключении брака установлено, что Акша-оол Т.Х. и С. состоят в зарегистрированном браке с 21 сентября 2005 г, а Т. и Т. являются детьми истца и С..
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва N от 11 декабря 2019 г. пенсионер МВД России Акша-оол Т.Х. в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 19, пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты снят с учета в составе семьи из 4 человек (он, супруга и двое детей) на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; решение принято единогласно.
Как указано в Протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва N от 11 декабря 2019 г.:
- с 29 декабря 2008 г. по 16 ноября 2016 г. Акша-оол Т.Х. с сыном Т. (с 19 февраля 2013 г. по 16 ноября 2016 г.), дочерью Т. (с 19 февраля 2013 г. по 16 ноября 2016 г.) был зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью 63, 9 кв.м, по адресу: "адрес". Данная квартира с 5 марта 2014 г. по 14 марта 2019 г. принадлежала на основании решения суда от 5 марта 2014 г. (регистрация права собственности от 5 марта 2014г. N) матери пенсионера Е. (умерла "данные изъяты" 2018г.), которая в данной квартире не была зарегистрирована и не проживала. Акша-оол Т.Х. и члены его семьи (дочь, сын) в указанной квартире проживали без договорных отношений, соответственно собственником жилого помещения были вселены в качестве членов ее семьи на основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, имели право пользования данным жилым помещением как члены семьи собственника на основании части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также в материалах учетного дела имеется поквартирная карточка на квартиру по вышеуказанному адресу, выданная ООО УК ЖЭУ "Ангарский" г. Кызыла от 18 ноября 2019 г. в которой указано, что по отношению к собственнику квартиры Е, Акша-оол Т.Х. является сыном, а Т. и Т. внуками. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла более 15, 0 кв. м.;
- с 14 февраля 2007 г. по 7 августа 2014 г. супруга пенсионера А. с сыном Т. (с 10 октября 2012 г. по 14 февраля 2013 г.), дочерью Т. (с 10 октября 2012 г. по 14 февраля 2013 г.), была зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью 33, 6 кв. м. по адресу: "адрес", где еще был зарегистрирован с 30 сентября 1999 г. по 2 апреля 2013 г. родной брат супруги пенсионера С. Квартира по вышеуказанному адресу с 15 ноября 2004г. по 11 марта 2014г. принадлежала праве собственности С. (родной брат супруги пенсионера, регистрация права собственности от 15 апреля 2004г. N. С 11 марта 2014г. квартира принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11 марта 2014 г. С. (отец супруги пенсионера), регистрация права собственности от 11 марта 2014 г. N. Учитывая, что с 11 марта 2014 г. собственником данной квартиры стал отец супруги пенсионера С, супруга пенсионера С. собственником квартиры С. была вселена как член его семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации) в период с 11 марта 2014 г. по 29 мая 2014 г, который в данной квартире не был зарегистрирован и не проживал. С. в указанной квартире проживала без договорных отношений, соответственно собственником жилого помещения была вселена в качестве члена его семьи на основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, имела право пользования данным жилым помещением как члены семьи собственника на основании части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла более 15, 0 кв. м.
Таким образом, судом установлено, что истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением по адресам: "адрес" (общей площадью 33, 6 кв. м.), а также "адрес" (общей площадью 33, 6 кв. м.), то есть на одного человека составляла более 15, 0 кв. м.
Из справок ГУП Республики Тыва "Бюро технической инвентаризации" следует, что за Акша-оол Туменом Хертековичем, С, Т, Т. недвижимости не зарегистрировано.
Согласно выпискам из ЕГРН, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Акша-оол Туменом Хертековичем, С, Т, Т..
Суд первой инстанции, установив, что в юридически значимый период истец с членами своей семьи был обеспечен жилой площадью в пределах, превышающих 15 кв.м, на человека, были вселены в жилые помещения их собственниками (мать истца, родной брат и отец супруги истца) как члены их семей с учетом требований статьи 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое решение (действия) ответчика по снятию истца с учета на получение единовременной социальной выплаты является законным и обоснованным.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении иска суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению. Со ссылкой на положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ) суд апелляционной инстанции указал, что родственники истца и его супруги, вселившие их в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, членами семьи истца с учетом требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенный вывод суда апелляционной инстанции сделан с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (название документа в редакции, действующей в спорный период, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (подпункт "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 24 указанных Правил, если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта.
Разделом III названных правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из необходимых условий возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.
Признавая за истцом право быть принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что родственники истца и его супруги, вселившие их в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, членами семьи истца с учетом требований пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ не являются, в связи с чем оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением не имелось.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан сославшись лишь на положения Федерального закона от 19 июля 2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Судом апелляционной инстанции положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, применены не были, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судом апелляционной инстанции не учтены.
Вследствие этого вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нельзя признать правомерным. В целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 19 мая 2021 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 19 мая 2021 г. отменить. Гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Тыва.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.