Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1598/2020, УИД 38RS0017-01-2020-001374-10 по иску Лящук Любови Александровны к администрации Костинского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, распоряжения, возложении обязанности провести обследование квартиры, по кассационной жалобе администрации Костинского муниципального образования на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лящук Любовь Александровна (далее по тексту - Лящук Л.А.) обратилась в суд с иском к администрации Костинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование исковых требований Лящук Л.А. указала, что 10 августа 2019 г. решением Нижнеудинского городского суда было признано её право собственности в силу приобретательной давности на жилое помещение - квартиру N, расположенную "адрес". В июне 2019 г. в период наводнения жилой дом находился в зоне затопления, и наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в то время как межведомственная комиссия в своём заключении по результату обследования дома от 14 августа 2019 г. N пришла к выводу о выявлении оснований для признания дома подлежащим капитальному ремонту, с чем она не согласна, поскольку наводнением дому причинены повреждения, делающие его аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрация Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N дом был признан подлежащим капитальному ремонту.
Лящук Л.А. с учётом уточнения исковых требований просила суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. N, постановление администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту; признать за ней право на социальную выплату путём предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований Лящук Л.А. отказано.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 октября 2020 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 августа 2020 г. отменено по заявлению Лящук Л.А. по вновь открывшимся обстоятельствам.
В ходе рассмотрения дела, Лящук Л.А. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, окончательно просила признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту, назначенной постановлением администрации Костинского муниципального образования 1 июля 2019 г. N а; распоряжение администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N в части признания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту; обязать администрацию Костинского муниципального образования в течение 30 дней со дня вступлении решения суда в законную силу провести обследование жилого дома по вышеуказанному адресу и принять решение по результату обследования.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г, исковые требования Лящук Л.А. удовлетворены.
Признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания подлежащей капитальному ремонту "адрес", расположенной в многоквартирном доме N на "адрес", и распоряжение администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N в части признания многоквартирного дома N расположенного на "адрес", подлежащим капитальному ремонту.
Администрация Костинского муниципального образования обязана по вступлении решения суда в законную силу провести обследование квартиры N, расположенной "адрес", и принять решение по результату обследования.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, администрацией Костинского муниципального образования ставится вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определённой решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 на территории Нижнеудинского муниципального образования введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ за Лящук Л.А. признано право собственности на квартиру общей площадью 54 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", в силу приобретательной давности.
Из акта обследования жилого помещения N от 14 августа 2019 г. следует, что межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Костинского муниципального образования от 1 июля 2019 г, провела обследование помещения по заявлению Лящук Л.А. по адресу: "адрес", в результате которого установила, что зафиксированные на момент обследования дефекты жилого помещения, возникли по причине затопления дома паводком. Оценка результатов проведённого инструментального контроля и других видов контроля и исследований проведена ООО "БайкалРемПутьМаш". Для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания в жилом помещении требуется проведение капитального ремонта.
На основании акта обследования жилого помещения и выводов строительно-технической экспертизы ООО "БайкалРемПутьМаш" межведомственной комиссией принято заключение от 14 августа 2019 г. N о выявлении оснований для проведения капитального ремонта.
Постановлением администрации Костинского муниципального образования от 8 августа 2019 г. N "О признании жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в Костинском муниципальном образовании" (в редакции распоряжения администрации Костинского муниципального образования N от 2 сентября 2019 г.) жилое помещение по адресу: "адрес" признано подлежащим капитальному ремонту.
12 сентября 2019 г. на имя Лящук Л.А. оформлено свидетельство, удостоверяющее её право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 324 000 руб.
Истцом представлено инженерно-техническое заключение ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" от 25 февраля 2020 г. с указанием таких дефектов, как вымывание опор, намокание и гниение низа брёвен, деформации пола и лаг, поражение гнилью, прелость дерева которые были также зафиксированы и в техническом заключении ООО "БайкалРемПутьМаш".
Согласно выводам инженерно-технического заключения ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" от 25 февраля 2020 г. строительные конструкции обследованного объекта, учитывая объём и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания), не соответствуют требованиям по механической безопасности. Учитывая полученные повреждения, срок эксплуатации объекта и выявленную категорию состояния, требуется полная смена несущих и ограждающих элементов, находящихся в аварийном состоянии (полная реконструкция здания). По выявленным повреждениям капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведённого обследования объект признаётся аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Лящук Л.А. о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту, распоряжения администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N в части признания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту; возложения обязанности на администрацию Костинского муниципального образования провести обследование жилого дома по вышеуказанному адресу и принять решение по результату обследования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные отношения, исходил из того, что выводы двух экспертиз, проведённых ООО "БайкалРемПутьМаш" и ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" являются противоречивыми, заключение межведомственной комиссии принято с нарушением пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Принятие межведомственной комиссии незаконного заключения повлекло за собой издание администрацией Костинского муниципального образования незаконного постановления от 2 сентября 2019 г. N о проведении капитального ремонта жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов; далее - Положение) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
В пункте 36 Положения указано, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Согласно пункту 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Так, согласно абзацу 2 указанного пункта 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Таким образом, указанное Положение предусматривает, что по результатам обследования межведомственная комиссия может принять не только одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, но и решение о проведении дополнительного обследования.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что оценка результатов проведённого инструментального контроля и других видов контроля и исследований проведена ООО "БайкалРемПутьМаш" и при составлении акта обследования межведомственная комиссия руководствовалась техническим заключением ООО "БайкалРемПутьМаш".
Из технического заключения ООО "БайкалРемПутьМаш" следует, что при обследовании строительных конструкций жилых помещений 1 и 2 двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", использовались визуальный и инструментальный методы.
Вместе с тем, как следует из акта обследования помещения межведомственная комиссия проводила обследование спорного жилого помещения без привлечения экспертов, что свидетельствует о том, что фактически спорное жилое помещение экспертами ООО "БайкалРемПутьМаш" не осматривалось. Межведомственная комиссия фактически провела лишь визуальный осмотр, что свидетельствует о несоответствии процедуры оценки жилого помещения и оспариваемого заключения межведомственной комиссии приведённым выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования спорного жилого помещения какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально.
Из представленного истцом инженерно-технического заключения ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" следует, что экспертом проводился визуально-инструментальный осмотр объектов в условиях искусственного и естественного освещения с применением приборов и средств измерений, поверенный/откалиброванных в установленном порядке и соответствующих необходимому классу точности измерений. В заключении подробно описана методика выявления дефектов и повреждений.
При этом, из заключения ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД", содержащего указания на те же дефекты, что и в техническом заключении ООО "БайкалРемПутьМаш" следует, что при наличии выявленных дефектов жилого помещения капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведённого обследования объект признаётся аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. При определении возможности и подлежания объекта капитальному ремонту, достаточному для приведения здания в работоспособное состояние, эксперт исходил из того, что с учётом полученных повреждений, срока эксплуатации объекта и выявленной категории состояния, требуется полная реконструкция здания, а также учитывал положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, ГОСТа 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Данные выводы стороной ответчика опровергнуты не были, как и не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение пришло в указанное состояние непригодности после обследования его межведомственной комиссией.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что осмотр жилого дома межведомственной комиссией проводился только визуально, суды нижестоящих инстанций, принимая во внимание выводы, содержащиеся в заключении ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД", пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным заключения межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту и распоряжения администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N в части признания многоквартирного дома N, расположенного на "адрес", подлежащим капитальному ремонту, и возложения на администрацию Костинского муниципального образования провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", поскольку нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что заключение межведомственной комиссии от 14 августа 2019 г. и распоряжение администрации Костинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. N вынесены до проведения обследования и дачи заключения от 25 февраля 2020 г. ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД", привлечённого самой Лящук Л.А, на правильность выводов суда первой и апелляционной инстанции не влияет.
Так, из технического заключения ООО "БайкалРемПутьМаш", принятого межведомственной комиссией во внимание, следует, что обследование жилого дома проводилось путём визуального и инструментального обследования конструкций здания. По результатам обследования экспертами выявлены дефекты и повреждения конструкций и внутренней отделки, возникшие по причине затопления паводком. Расчёт стоимости работ по капитальному ремонту объекта приведён в локальном сметном расчёте, стоимость строительных работ определена в сумме 818 474 руб. При этом доказательств целесообразности проведения капитального ремонта не представлено.
Вместе с тем, при обследовании спорного жилого помещения экспертом ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД", эксперт пришёл к выводу, что для приведения жилого помещения в исправное состояние требуется полная смена несущих конструкций и ограждающих конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии, то есть полная реконструкция здания.
Выводы межведомственной комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтверждены ни техническим заключением о целесообразности ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами, содержащимися в инженерно-техническом заключении ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД", фактически направлены на переоценку доказательств и оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах по делу.
В силу статей 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Производство в суде кассационной инстанции является исключительной стадией гражданского процесса, в которой решаются только вопросы права, суд кассационной инстанции должен исходить из фактических обстоятельств дела, установленных нижестоящими инстанциями, и правом иной оценки доказательств в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ не наделён.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ для отмены обжалуемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Костинского муниципального образования - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.