Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Белово на решение мирового судьи судебного участка N 3 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 11 мая 2021 г., апелляционное определение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2021 г. по делу N 2-325/2021 (УИД 42MS0007-01-2021-000485-93) по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Белово к Бочкаревой Наталье Владимировне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения г. Белово (далее по тексту - ГКУ ЦЗН г. Белово) обратилось к мировому судье судебного участка N 3 Беловского городского судебного района Кемеровской области с иском к Бочкаревой Наталье Владимировне (далее по тексту - Бочкарева Н.В.) о взыскании денежных средств.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 11 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Беловского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН г. Белово отказано.
ГКУ ЦЗН г. Белово обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка N 3 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 11 мая 2021 г, апелляционное определение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2021 г. отменить.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку ответчик в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в качестве места жительства указала свое место пребывания, тем самым предоставила в службу занятости недостоверную информацию, в связи с чем не имела права на получение пособия по безработице за период с 4 июня 2020 г. по 11 июня 2020 г. в размере 5 005, 07 рублей. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 июня 2020 г. через ЕПГУ (Госуслуги) Бочкаревой Е.В. было подано в службу занятости населения г. Белово заявление на выплату пособия по безработице, в котором она указала адрес места жительства (пребывания) - "адрес".
Приказом ГКУ ЦЗН г. Белово от 11 июня 2020 г. Бочкарева Н.В. признана безработной с 4 июня 2020 г, ей назначено пособие по безработице на период с 4 июня 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 18 769 рублей, с 1 июля 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 15 769 рублей.
Приказами ГКУ ЦЗН г. Белово от 13 июля 2020 г. выплата пособия по безработице Бочкаревой Н.В. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 13 июля 2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Причиной снятия Бочкаревой Н.В. с учета в качестве безработной явилось отсутствие регистрации по месту жительства.
Согласно свидетельству N 60 о регистрации по месту пребывания Бочкарева Н.В. зарегистрирована по адресу: "адрес", в период с 6 марта 2018 г. по 6 марта 2023 г.
ГКУ ЦЗН г. Белово, указав, что Бочкаревой Н.В. были предоставлены недостоверные сведения о месте ее жительства, она не имела права получать пособие по безработице за период с 4 июня 2020 г. по 11 июня 2020 г. в размере 5 005, 07 рублей, 15 июля 2020 г. в ее адрес было направлено требование о добровольном возврате финансовых средств, оставленное без удовлетворения, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 3, 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", исходил из отсутствия оснований для признания действий Бочкаревой Н.В, направленных на получение пособия обманным путем.
При этом суд первой инстанции указал, что само по себе указание Бочкаревой Н.В. сведений о месте своего фактического проживания, по которому она имеет регистрацию с 6 марта 2018 г. по 6 марта 2023 г. в заявлении по форме утвержденной Министерством труда и социальной защитой Российской Федерации, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице в силу достоверности таких сведений.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.
Пунктом 3 Правил регистрации безработных граждан установлено, что регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 г. N 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами не установлено иного места жительства Бочкарева Н.В, чем тот который был ею указан в пакете документов, представленных в ГКУ ЦЗН г. Белово.
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в том числе при попытке получения либо получении пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в том числе в случаях: попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, и не установив обстоятельств, свидетельствующих о совершении Бочкаревой Н.В. действий, направленных на получение пособия по безработице обманным путем, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что место жительства гражданина Российской Федерации определяется исключительно адресом регистрации, указанным в паспорте гражданина и о совершении Бочкаревой Н.В. действий, направленных на получение пособия по безработице обманным путем, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, влекущих необходимость отмены обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 3 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 11 мая 2021 г, апелляционное определение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Белово - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.