Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1890/2020 (N) по иску Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Дубовик Е.А, действующей за несовершеннолетнего сына ФИО2, о взыскании неосновательно полученного единовременного пособия
по кассационной жалобе Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" (далее - ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области") обратилось в суд с иском к Дубовик Е.А, действующей за несовершеннолетнего сына ФИО2 о взыскании неосновательно полученного единовременного пособия.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчику была осуществлена выплата единовременного пособия путем перечисления денежных средств в размере 400 000 рублей в связи получением средней тяжести вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области в г. Тулуне.
Истец ссылается на то, что по результатам проверки в январе 2020 г. было установлено, что причинно-следственная связь получения телесных повреждений в результате чрезвычайной ситуации не подтверждается (письмо ГУ МВД России по Иркутской области). Причинно-следственная связь получения вреда здоровью ответчика с паводком не нашла своего подтверждения. Поскольку данные обстоятельства установлены уже после осуществления Учреждением выплаты единовременного пособия ответчику, истец полагает, что денежные средства, выплаченные Дубовик Е.А, подлежат взысканию как неосновательно полученные в бюджет Иркутской области.
Истец просил суд взыскать с ответчика в бюджет Иркутской области сумму неосновательно полученного единовременного пособия в связи с получением средней тяжести вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации в размере 400 000 руб.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. Представитель ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" Якименко О.В, действующий на основании доверенности от 12 мая 2021 г, в кассационной жалобе просил рассмотреть жалобу в отсутствии представителя учреждения.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 июля 2019 г. сын ответчика Дубовик Е.А. - ФИО2 помогал убирать мусор на территории дачи и поскользнувшись на мокрых досках, упал на землю. При падении ФИО2 повредил левую "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта (экспертиза свидетельствуемого) от 8 октября 2019 г. N, у ФИО2 на момент обращения за медицинской помощью в ОГБУЗ "Тулунская ГБ" (рентгенограмма "данные изъяты" от 10 июля 2019 г.) было обнаружено телесное повреждение в виде "данные изъяты". Данное повреждение оценивается как причинившее средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком свыше 3-х недель, могло образоваться как от воздействия твердым тупым предметом, так и при падении и ударе о таковой предмет в срок и при обстоятельствах 10 июля 2019 г. при падении и ударе о землю.
Постановлением от 8 октября 2019 г. в возбуждении уголовного дела по заявлению Дубовик Е.А. за отсутствием события преступления, предусмотренного частью 1 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации отказано.
23 октября 2019 г. Дубовик Е.А. обратилась с заявлением на имя мэра городского округа ФИО9 о выплате единовременного пособия в связи с получением ее сыном ФИО2 средней тяжести вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области в г.Тулун.
Истцом была произведена такая выплата на основании представленного списка, подписанного уполномоченными должностными лицами, в котором под N значится ФИО2, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место жительства: "адрес", указано, что причинен средней тяжести вред здоровью, что подтверждается заключением эксперта от 8 октября 2019 г. N, выданным Тулунским СМО, с указанием размера пособия 400 000 руб.
Факт получения денежных средств в качестве единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, не оспаривался.
Заявляя настоящий иск, ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" ссылалось на результаты проверки правоохранительных органов, а именно на отсутствие причинно-следственной связи между получением ФИО2 телесных повреждений и чрезвычайной ситуацией - паводком в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положениями Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N110, Порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области N519-пп от 29 июня 2019 г. (действующего на период спорных отношений), исходил из того, что денежные средства, о возврате которых заявлено истцом, выплачены ответчику в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате чрезвычайной ситуации, доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика, равно как и счетной ошибки, каких-либо действиях по представлению истцу не соответствующих действительности документов, иных действиях (бездействии), направленных на незаконное получение выплаты, совершенных ответчиком, суду не представлено.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 г. утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривающие, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на выплату единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учётом степени тяжести вреда здоровью из расчёта степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тысяч рублей на человека, лёгкий вред - 200 тысяч рублей на человека).
Согласно пункту 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигновании подготавливаются, в том числе, список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи; список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В силу пункта 12 Правил порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 данных Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 11 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N155, на основании заявлений граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, составленных по форме согласно приложению N14 к Правилам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации) совместно с органами местного самоуправления в установленные КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сроки (но не позднее 10 рабочих дней до дня подписания обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации) формируются списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью (далее - списки на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью), в соответствии с приложением N16 к Правилам.
Руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в двухдневный срок с даты получения (подготовки) списков на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) и списков на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации подписываются указанные списки в части подтверждения сумм единовременных пособий, после чего в течение суток направляются руководителю органа здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации.
На основании списков на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) и списков на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью в суточный срок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливаются и направляется в орган здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи и (или) в связи с получением вреда здоровью, и необходимых бюджетных ассигнованиях (далее - сводные данные в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью), в соответствии с приложением N16(1) к Правилам.
Руководителем органа здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации в двухдневный срок с даты получения списков граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, подписываются указанные списки в части подтверждения наличия свидетельств о смерти погибшего (умершего), а также списки на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью граждан в части наличия медицинского (судебно-медицинского) заключения о степени тяжести вреда здоровью.
В случае соответствия количества граждан в списках на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) и списках на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью количеству граждан в сводных данных в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью, руководитель органа здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации в суточный срок подписывает указанные сводные данные.
Подписанные руководителем органа здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации списки и сводные данные в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в суточный срок направляются в ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации в двухдневный срок с даты получения списков подписывает их в части подтверждения нахождения указанных адресов в зоне чрезвычайной ситуации.
В случае соответствия количества граждан в списках на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) и списках на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью количеству граждан в сводных данных в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью, а также соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований в указанных списках и сводных данных начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации в течение суток с даты получения сводных данных подписывает их.
В течение суток после подписания начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводных данных в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью они направляются в территориальный орган МВД России на региональном уровне.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне в двухдневный срок с даты получения сводных данных в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью подписывает их в части подтверждения факта гибели (смерти) и (или) получения вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации.
Списки и сводные данные в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью подписываются соответствующими должностными лицами с расшифровкой их подписей, указанием даты и заверяются соответствующими печатями.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации сводные данные в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью и копии списков в соответствии с приложениями N 15, N 16 и N 16(1) к Правилам представляются в МЧС России.
МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовывает сводные данные в связи с гибелью (смертью) и (или) в связи с получением вреда здоровью.
При подготовке в соответствии с пунктом 7 Правил обращений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 Правил, указывается количество граждан, которым предполагается оказать помощь, размер необходимых бюджетных ассигнований на оказание каждого вида единовременных выплат в размерах, установленных подпунктом "е" пункта 2 Правил.
Постановлением Правительства Иркутской области N 519-пп от 29 июня 2019 г. (действовавшим на период спорных отношений) утвержден "Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий", пунктом 1 (2) которого предусмотрена помощь в виде единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчёта степени тяжести вреда (лёгкий вред - в размере 200 тысяч рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тысяч рублей на человека) (далее - пособие гражданам, получившим вред здоровью).
В соответствии с указанным Порядком право на получение пособий гражданам, получившим вред здоровью, имеют граждане причиной получения вреда здоровью которых являются обстоятельства, непосредственно вызванные паводком (при развитии чрезвычайной ситуации, а также в рамках эвакуационных мероприятий), подтверждённые соответствующими документами, при этом установление фактов, имеющих значение для решения вопроса об оказании помощи гражданам, включая получение информации от органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организаций в порядке межведомственного информационного взаимодействия (в том числе документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка), является обязанностью исполнительных органов государственной власти Иркутской области, областного государственного казённого учреждения "Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" в рамках составления списков.
Таким образом, выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, направлена на возмещение вреда причиненного здоровью, то есть, предназначена для удовлетворения необходимых потребностей лица связанных с восстановлением здоровья лица, повреждённого вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину единовременной денежной выплаты при причинении вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации (паводка), подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Доводы кассационной жалобы об обратном, а именно о том, что на спорные отношения положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются, оспаривании характера произведенной выплаты, не учитывают правовую природу названных выплат и приведенному нормативному регулированию не соответствуют, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном применении норм материального права.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области не подписан начальником ГУ МВД по Иркутской области и не утвержден первым заместителем Губернатора Иркутской области - председателем Правительства Иркутской области, а также на отсутствие сведений о том, что данные списки были представлены в МЧС России после подписания их руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, выводов судебных инстанций об отсутствии оснований для взыскания с Дубовик Е.А, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 полученного единовременного пособия не опровергают, а лишь свидетельствуют о несоблюдении учреждениями и органами государственной власти, в чьи полномочия входило согласование и утверждение списков, требований установленных Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. N155, и Порядком оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N519-пп, действовавших на момент возникновения спорных отношений.
Доводы жалобы о том, что причинение вреда здоровью ФИО2 не имеет связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах. Однако эти доводы сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Установив что, обратившись с заявлением о выплате пособия в связи с вредом здоровья, Дубовик Е.А. предоставила документы, установленные законом, на основании которых ФИО2 был включен в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью, ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" выплатило ответчику единовременное пособие в размере 400 000 рублей, доказательств недобросовестности Дубовик Е.А. при получении пособия, связанного с вредом здоровью ФИО2, истцом не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика единовременной выплаты в качестве неосновательного обогащения.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.