Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6137/2021, УИД: 24RS0048-01-2021-002567-04 по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах Куулар Сайсуу Викторовны к Красноярской таможне о взыскании задолженности, процентов (денежной компенсации) за задержку выплат, по кассационной жалобе Красноярской таможни на решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 июня 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Красноярской таможни Саргиной Е.В, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего доводы кассационной жалобы подлежащими частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Красноярский транспортный прокурор, действующий в интересах Куулар С.В, обратился в суд с иском к Красноярской таможне о взыскании задолженности, процентов (денежной компенсации) за задержку выплат.
Требования мотивированы тем, что Куулар С.В. с 18 января 2002 г. состояла на государственной гражданской службе в Тывинской таможне, проходила службу в разных должностях. Приказом от 8 июня 2020 г. она была освобождена от замещаемой должности и уволена со службы с 30 июня 2020 г. в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При выплате компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм отпускных, ответчиком не были учтены выплаты материального стимулирования, что привело к образованию задолженности. В этой связи прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу Куулар С.В. задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 9809 руб. 08 коп, по выплате отпускных за 2020г. в размере 978 руб. 96 коп, по компенсации за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с июля 2020 г. по февраль 2021 г. в размере 716 руб. 38 коп.
Решением Советского районного суда г.Красноярска от 7 июня 2021 г. с учетом определения от 9 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2021 г, постановлено:
"Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах Куулар Сайсуу Викторовны к Красноярской таможне о взыскании задолженности, процентов (денежной компенсации) за задержку выплат, удовлетворить.
Взыскать с Красноярской таможни в пользу Куулар Сайсуу Викторовны задолженность по компенсации ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 978 рублей 96 копеек, по компенсации неиспользованного отпуска в размере 10491 рубль 74 копейки, проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков выплат в размере 716 рублей 68 копеек, всего 12187 рублей 08 копеек".
В кассационной жалобе представитель Красноярской таможни Саргина Е.В. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Красноярской таможни Саргиной Е.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Куулар С.В. с 18 января 2002 г. проходила федеральную государственную гражданскую службу в различных должностях, с 1 марта 2010 г. в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Тывинской таможни.
В соответствии с условиями служебного контракта N, соглашений о внесении изменений в служебный контракт, Куулар С.В. установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностного оклада) в размере 4927 руб. в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1644 руб, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере до 20% оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере до 90% оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и выполняемых задач в размере до двух должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными за-конами и иными правовыми актами.
На основании приказа Федеральной таможенной службы (далее по тексту также ФТС) России от 26 декабря 2019 г. N "О реорганизации Тывинской, Хакасской и Красноярской таможен" Тывинская таможня прекратила деятельность 1 июля 2020 г. путем реорганизации в форме присоединения к Красноярской таможне.
Приказом Тывинской таможни N от 13 февраля 2020 г. Куулар С.В. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 10 марта 2020 г. по 13 марта 2020 г.
Приказом Тывинской таможни N от 30 июня 2020 г. Куулар С.В. была уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была произведена выплата компенсации за неиспользованные отпуска в размере 78966 руб. 22 коп.
На основании приказа Красноярской таможни от 25 июня 2020 г. Куулар С.В. в порядке перевода с 1 июля 2020г. назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Красноярск Красноярской таможни.
Приказом Красноярской таможни от 28 сентября 2020 г. N Куулар С.В. выплачено единовременное поощрение за 2-й квартал 2020 г. в размере 8520 руб.
На основании приказа N от 21 сентября 2020г. Куулар С.В. была уволена с федеральной государственной гражданской службы с 30 сентября 2020 г. по пункту 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При увольнении ей была произведена выплата компенсации за 12 календарных дней неиспользованного отпуска в размере 16820 руб. 16 коп.
Красноярский транспортный прокурор, действующий в интересах Куулар С.В, полагая, что расчет сумм, подлежащих выплате в связи с увольнением, произведен ответчиком неверно, без учета выплат средств дополнительного материального стимулирования, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, частью 10 статьи 46, статьями 50, 51, 70, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьями 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, предусмотренной частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ").
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 283-14 и от 17 февраля 2020 г. N 168-8 в 2019 г. и 2020 г. предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Приказами Федеральной таможенной службы России от 27 июня 2019 г. N, от 19 сентября 2019 г. N, от 11 декабря 2019 г. N, от 8 апреля 2020 г. N от 11 июня 2020 г. N было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе, Тывинской таможни на 1-4 кварталы 2019 г, в 1 квартал 2020 г.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N 1058.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных за 2019-2020 гг. ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные Куулар С.В. за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы Красноярской таможни о том, что средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входят, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с правомерностью выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания с Красноярской таможни в пользу Куулар С.В. денежной компенсации за нарушение сроков выплат в размере 716, 68 рублей, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.
В связи с изложенным, решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 июня 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2021 г. в части взыскания с Красноярской таможни в пользу Куулар С.В. компенсации за нарушение срока выплат в размере 716, 68 рублей, не могут быть признаны законными, они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2021 г. отменить в части взыскания процентов за нарушение срока выплат, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 июня 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2021 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.