Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Печуриной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1026/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000387-20) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский автотерминал" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Новороссийский автотерминал" (далее - ООО "Новороссийский автотерминал") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных земельных участков. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Р-ГРУПП" (далее - ООО "Р-ГРУПП") в отчете об оценке от 22 марта 2021 г. N 150321.01-03-ЗУ, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых обязательств, исчисляемых на основании кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; судом установлена: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 8765000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 8652000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 1704000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 23992000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 17956000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 38814000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 11616000 рублей.
Не согласившись с решением суда, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, указывающие на то, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Полагает, что нарушение прав административного истца утвержденным размером кадастровой стоимости земельных участков не нарушены.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N площадью 5640 +/- 53 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: проектирование и строительство автотерминала; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 5638 +/- 34 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: автобусные парки и таксопарки, гаражи общественного транспорта, автостоянки общественного транспорта; объекты складского назначения различного профиля, логистические парки; автотерминалы; автоцентры, автосалоны; автозаправочные станции; авторемонтные и сервисные мастерские (сто), автомойки; предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50 (кафе, бары, столовые, иные предприятия); предприятия бытового обслуживания; магазины (продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров); под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N площадью 1000 +/- 11 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50 (кафе, бары, столовые, иные предприятия); для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 17732 +/- 47 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: автобусные парки и таксопарки, гаражи общественного транспорта, автостоянки общественного транспорта; объекты складского назначения различного профиля, логистические парки; автотерминалы; автоцентры, автосалоны; автозаправочные станции; авторемонтные и сервисные мастерские (сто), автомойки; предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50 (кафе, бары, столовые, иные предприятия); предприятия бытового обслуживания; магазины (продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров); под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 13496 +/- 41 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: автобусные парки и таксопарки, гаражи общественного транспорта, автостоянки общественного транспорта; объекты складского назначения различного профиля, логистические парки; автотерминалы; автоцентры, автосалоны; автозаправочные станции; авторемонтные и сервисные мастерские (сто), автомойки; предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50 (кафе, бары, столовые, иные предприятия); предприятия бытового обслуживания; магазины (продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров); для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 36712 +/- 67 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: автобусные парки и таксопарки, гаражи общественного транспорта, автостоянки общественного транспорта; объекты складского назначения различного профиля, логистические парки; автотерминалы; автоцентры, автосалоны; автозаправочные станции; авторемонтные и сервисные мастерские (сто), автомойки; предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50 (кафе, бары, столовые, иные предприятия); предприятия бытового обслуживания; магазины (продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров); под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 7860 +/- 62 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: проектирование и строительство автотерминала; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11797413, 6 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11866298, 6 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2423120 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 31937991, 8 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 25475454, 48 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 53462217, 12 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 16525335, 6 рублей.
Принимая во внимание, что ООО "Новороссийский автотерминал" является собственником вышеуказанных земельных участков, результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности)).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 22 марта 2021 г. N 150321.01-03-ЗУ, выполненный оценщиком ООО "Р-ГРУПП", из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7470000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 7471000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1476000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 20371000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 16019000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 34746000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9982000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, по результатам исследования отчета об оценке земельных участков и в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости, судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке на соответствие требованиям действующего законодательства, а в случае не соответствия - определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Альфа Эксперт" (далее - ООО "Альфа Эксперт").
Согласно заключению эксперта ООО "Альфа Эксперт" Н. от 4 июня 2021 г. N 24-280/2021, отчет об оценке от 22 марта 2021 г. N 150321.01-03-ЗУ не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования Федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 г. составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 8765000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 8652000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1704000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 23992000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 17956000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 38814000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11616000 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО "Альфа Эксперт" Н. от 4 июня 2021 г. N 24-280/2021.
Удовлетворяя заявленные требования, суд с учетом результатов судебной оценочной экспертизы правильно исходил из того, что представленный административным истцом отчет об оценке от 22 марта 2021 г. N 150321.01-03-ЗУ, выполненный оценщиком ООО "Р-ГРУПП", не может быть признан допустимым доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков. Содержащиеся в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельных участков опровергнуты заключением судебной оценочной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции. При этом принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положенное в основу выводов суда о рыночной стоимости земельных участков заключение эксперта от 4 июня 2021 г. N 24-280/2021 отвечает требованиям, предусмотренным как КАС РФ, так и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в силу которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7), проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме и дает заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
Данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для иной оценки вышеуказанного экспертного заключения и иных выводов о действительной рыночной стоимости земельных участков.
Определение экспертом рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов экспертизы от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Из экспертного заключения следует, что в распоряжении эксперта предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объектов оценки, оснований полагать, что экспертом искажены ценообразующие характеристики, не имеется. Экспертом описан объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах, произведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
Используемая экспертом информация об объектах-аналогах подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апелляционной жалобы выводы эксперта не опровергают, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объектов недвижимости автором апелляционной жалобы ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не предоставлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании заключения эксперта от 4 июня 2021 г. N 24-280/2021.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.