Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Слепченко В.М, Фофонова А.С, с участием прокурора Екимцова М.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авдеевой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-677/2021 (УИД N23OS0000-04-2021-000361-67) по административному исковому заявлению Буракова Алексея Борисовича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Фофонова А.С, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, пояснения представителя административного истца ФИО5, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее - Перечень на 2020 г.).
Пунктами 1459, 1460, 1465 в Перечень на 2020 г. включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: "адрес"
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г. (далее - Перечень на 2021 г.).
Пунктами 1551, 1552, 1557 в Перечень на 2021 г. включены вышеуказанные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N.
Бураков А.Б, являющийся собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими вышеприведенных пунктов Перечней на 2020-2021 г. В обоснование требований указал, что спорные объекты не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, их включение в перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 г. заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Апеллянт указывает на неправильное применение норм материального права при разрешении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО5 и прокуратурой Ставропольского края представлены письменные возражения.
Административный истец Бураков А.Б. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО5, участвовавшая в рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи, поддержала представленные возражения, полагала принятое решение обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению
Прокурор Екимцов М.Н. в заключении указал о правильном применении судом, рассмотревшим дело, норм материального права, поэтому полагал возможным оставить принятое решение без изменения.
Иные участники в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, каких-либо заявлений об отложении судебного разбирательства, не поступало.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Как установлено судом первой инстанции, Буракову А.Б. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"".
Указанные сведения подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
Принадлежащие административному истцу нежилые здания включены в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по виду разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Указанное обстоятельство установлено, исходя из сведений из ЕГРН, представленных Управлением Россреестра по Ставропольскому краю о виде разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о не правомерности включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют исследованным материалам дела.
Проверяя законность признания нежилых зданий, подлежащих включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установилследующее.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", находящийся по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования - "для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями".
Нежилое здание с кадастровыми номерами N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, что подтверждается представленными документами.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", находящийся по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования: "деловое управление (4.1)", что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости, содержащимися в публичной кадастровой карте.
Согласно позиции министерства имущественных отношений Ставропольского края, выраженных в ходе судебного разбирательства, именно вид разрешенного использования земельного участка послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в перечни спорных нежилых зданий.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 г. определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена с 1 января 2016 г.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. N 104-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз, в соответствии с которой налоговая база, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 кв. м. и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 250 кв.м, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общее! венного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общее! венного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м, предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
нежилое помещение площадью свыше 250 кв. м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельною участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью нс менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов и общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
В связи с этим спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности административному истцу, нс подлежали включению в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о наименовании нежилых зданий - "торгово-офисное", "офисное", поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: "адрес", не правомерно включены в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются содержащие в ЕГРН сведения о наименовании нежилого здания - "торгово-офисное", "офисное". Назначение зданий "нежилое" также не является основанием для их включение в перечни. Из приведенных данных технических паспортов в нежилых зданиях с кадастровыми номерами N, N N не имеется ни одного нежилого помещения, предназначенного для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Спорные нежилые здания с кадастровыми номерами - N, N, N представляют собой производственный комплекс легкой промышленности "Блок-пост".
Из изложенного следует, что спорные нежилые здания не подлежали включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) в указанных нежилых зданиях отсутствуют помещения общей площадью не менее 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Более того, нежилые здания с кадастровыми номерами N N, N нс подлежали включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации но критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку ответчиком не установлено их фактическое использование в установленном законом порядке.
Согласно материалам дела не позволяют отнести спорные здания к объектам, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости по основаниям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и вид разрешенного использования земельных участков.
Указанные нежилые здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N и N.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м. относится к категории земель: "земли населенных пунктов", находится по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования - "для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями".
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, из категории земель: "земли населенных пунктов", находящийся по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования: "деловое управление".
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт I пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не
может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного низания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцати процентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N не могли быть включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, па 2020, 2021 годы, на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями" следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования. Данный вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение на земельном участке производственных объектов (автосервиса).
Объекты капитального строительства - станции технического обслуживания (СТО), автосервисы, согласно Приложению N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", относятся к Группе 7, "Объекты производственного назначения" - 0700, подгруппе 0730 - "Станции технического обслуживания (СТО), автосервисы".
Земельные участки, предназначенные для размещения мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса, согласно Приложению N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", относятся к сегменту 6 "Производственная деятельность" - 6.0, виду разрешенного использования 4.9.1 "Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, действовавшим на момент включения в Перечни спорных объектов, земельные участки, предназначенные для размещения станций технического обслуживания автомобилей, автосервиса, относятся к дорожному сервису с кодом вида разрешенного использования 4.9.1.4 "Ремонт автомобилей" (размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса), входящих в группу видов разрешенного использования 4.9.1 "Объекты дорожного сервиса".
Автосервис не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, от 21 сентября 2020 г. N 1514 "Об утверждении правил бытового обслуживания населения", ГОСТам 32670-2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.
Вид разрешенного использования земельного участка 4.9.1 "Объекты дорожного сервиса" - автосервис не предполагает размещение на таком земельном участке офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть объектов, подлежащих включению в Перечни, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями" в части "... с торгово-офисными зданиями" предполагает размещение на таком земельном участке размещение одновременно как офисов, так и торговых объектов, что предполагает под собой применение пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, который не содержит критерия включения в Перечни объектов по виду разрешенного использования.
Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, на котором расположены спорные нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, является неопределенным, не позволяет сделать безусловный и однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом неоднозначности и не безусловности вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания должно быть подтверждено только посредством осуществления проверки фактического использования объектов недвижимого имущества - нежилых зданий, которой осуществлено не было.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не мог являться основанием для включения в Перечни нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N в отсутствие установления их фактического использования, подтверждающего законность включения в Перечни с учетом 20% критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на котором расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером N, - "деловое управление (4.1)".
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, действовавшему на момент включения в Перечни спорного объекта, вид разрешенного использования земельных участков "Деловое управление" - 4.1 предполагает размещение на земельном участке объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Таким образом, код 4.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков прямо не предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно этому же Классификатору к земельным участкам, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, относятся земельные участки с видами разрешенного использования: 3.3 "Бытовое обслуживания" (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.3 "Рынки", 4.4 "Магазины", 4.6 "Общественное питание" (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "деловое управление (4.1)" предполагает размещение на земельном участке объекта управленческой деятельности, что полностью соответствует виду разрешенного использования 4.1 "Деловое управление", предусмотренному указанным Классификатором.
Размещение на земельном участке с кадастровым номером N объекта управленческой деятельности предполагает размещение административно-производственного здания с кадастровым номером N, в котором размещен управленческий коллектив предприятия, что подтверждается документом технического учета (инвентаризации), из которого следует, что основную часть нежилого здания составляют помещения с наименованием "кабинеты".
В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "деловое управление (4.1)" ни в какой мере не свидетельствует о том, что земельный участок предназначен для размещения на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть объектов поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, все нежилые здания не могли быть включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 г, на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что включение министерством имущественных отношений Ставропольского края нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, в Перечни на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N- является необоснованным.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административным ответчиком - министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, считает, что выводы суда подтверждены обстоятельствами дела, доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции и направлены на переоценку вынесенного решения.
При разрешении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.