Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике Ерониной В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-89/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вольная" о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского совета от 11 марта 2010 г. N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вольная" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
11 марта 2010 г. Петрозаводским городским советом принято решение N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее также - Решение N N 26/38-771, Правила землепользования и застройки), которое 8 апреля 2010 г. официально опубликовано в печатном издании "Информационный бюллетень", N 25.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (без учёта последующих изменений) земельные участки с кадастровыми номерами 10:01:0020106:6 и 10:01:0020104:87 отнесены к территориальной зоне многофункциональных спортивных и общественных сооружений (Рсо).
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Вольная" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения N 26/38-771 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0020106:6 и 10:01:0020104:87 к территориальной зоне многофункциональных спортивных и общественных сооружений (Рсо), ссылаясь его противоречие Генеральному плану г. Петрозаводска, поскольку установленная в отношении земельных участков территориальная зона не соответствует функциональным зонам генерального плана, и, соответственно, Градостроительному кодексу Российской Федерации, которым закреплён принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 г. ООО "Вольная" в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Петрозаводским городским советом поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учётом названных норм оспариваемые положения Правил землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды от 1 августа 2016 г. N 31/01 Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок предоставил в аренду ФИО4 на срок 49 лет земельный участок с кадастровым номером 10:01:0000000:60 из земель населённых пунктов с разрешённым использованием: для строительства спортивного комплекса (аквапарк, крытый ледовый каток, открытый каток, баскетбольная площадка, гимнастический комплекс), расположенный в г. Петрозаводске в кадастровых кварталах 10:01:02 01 04 и 10:01:02 01 06, площадью 31 553 кв. м.
По условиям договора земельный участок предоставлен для эксплуатации следующих объектов:
- баскетбольная площадка, гимнастический комплекс с кадастровым номером 10:01:0020106:27, площадью 662, 3 кв. м, назначение: сооружение спортивно-оздоровительное, адрес: г. Петрозаводск, ул. Ленинградская;
- здание с кадастровым номером 10:01:0020106:18, общей площадью 346, 6 кв. м, назначение: нежилое, адрес: г. Петрозаводск, ул. Вольная, д. 19;
- спортивный комплекс (аквапарк, крытый и открытый катки), 1 этап - открытый каток, назначение: нежилое, площадь застройки 719, 68 кв. м, адрес: г. Петрозаводск, ул. Ленинградская;
На основании соглашения от 15 января 2018 г. ФИО4 уступил, а ООО "Вольная" приняло на себя права и обязанности арендатора по указанному договору аренды.
Государственная регистрация права аренды ООО "Вольная" на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 10:01:0000000:60 осуществлена 30 января 2018 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в единое землепользование входят обособленные (условные) участки с кадастровыми номерами 10:01:0020104:87 и 10:01:0020106:6, площадью соответственно 5 648 кв. м и 25 905 кв. м. Из объекта недвижимости также образован земельный участок с кадастровым номером 10:01:0020106:15, сведения о котором носят временный характер. Граница земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:60 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:15.
Вид разрешённого использования земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 10:01:0000000:60 согласно сведениям ЕГРН и вышеназванному соглашению от 15 января 2018 года: среднеэтажные жилые дома с встроенно-пристроенными в нижних этажах объектами бытового, торгового и иного общественного назначения видов использования; территориальная зона - Жс. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами.
Местоположение земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020104:87, площадью 5 648 кв. м, кадастровый квартал 10:01:0020104, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка и имеющего почтовый адрес: г. Петрозаводск, земельный участок в юго-западной части кадастрового квартала 10:01:02 01 04.
Местоположение земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6, площадью 25905 кв. м, кадастровый квартал 10:01:0020106, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, который находится примерно в 63 м по направлению на восток от ориентира, имеющего почтовый адрес: г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, земельный участок в северо-восточной части кадастрового квартала 10:01:02 01 06. Граница земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:15.
ООО "Вольная" является собственником расположенных на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0000000:60 объектов недвижимости: сооружения - баскетбольная площадка, гимнастический комплекс, кадастровый номер 10:01:0020106:27, поставленного на кадастровый учет 18 июня 2015 г.; сооружения с наименованием "Спортивный комплекс (аквапарк, крытый и открытый катки) по ул. Ленинградской в г. Петрозаводске", 1 этап - открытый каток, площадь застройки 719, 7 кв. м, кадастровый номер 10:01:0000000:15258 присвоен 27 января 2014 г.; объекта незавершенного строительства (степень готовности - 9%) - среднеэтажного жилого дома со встроенными помещениями торгового, бытового и общественного назначения, кадастровый номер 10:01:0020106:145 присвоен 24 июля 2019 г, образуемого в результате реконструкции нежилого здания с кадастровым номером 10:01:0020106:18, разрешение на строительство (реконструкцию) выдано 25 июня 2019 г.
На этом же участке расположены спортивно-оздоровительные сооружения с кадастровыми номерами 10:01:0020106:22 и 10:01:0020106:23, площадью соответственно 335, 1 кв. м и 109, 4 кв. м.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание приведённых норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплён принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с картографическим материалам Генерального плана г. Петрозаводска, утверждённого решением Петрозаводского городского совета от 11 июля 2008 г. N XXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" (далее также - Генеральный план), земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 10:01:0000000:60 расположен в трёх функциональных зонах: рекреационная зона спортивных сооружений; общественно-деловая зона центров районного значения; общественно-деловая зона многофункциональных центров, крупных торгово-развлекательных и деловых комплексов.
При этом каждый из входящих в единое землепользование обособленных (условных) участков расположен в двух функциональных зонах: земельный участок с кадастровым номером 10:01:0020104:87 - в общественно-деловой зоне многофункциональных центров, крупных торгово-развлекательных и деловых комплексов и в общественно-деловой зоне центров районного значения; участок с кадастровым номером 10:01:0020106:6 - в общественно-деловой зоне центров районного значения и в рекреационной зоне спортивных сооружений.
Правомерность функционального зонирования земельных участков, по поводу которых возник спор, являлась предметом проверки суда.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 4 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. (административное дело N 3а-222/2020(N 66а-205/2021), ООО "Вольная" в удовлетворении требований о признании Генерального плана не действующим в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0020106:6 и 10:01:0020104:87 в состав функциональных зон: рекреационная зона спортивных сооружений; общественно-деловая зона районного значения; общественно-деловая зона многофункциональных центров, крупных торгово-развлекательных и деловых комплексов отказано.
При этом судебными инстанциями отмечено, что само по себе отнесение земельного участка к нескольким функциональным зонам не может повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца, если такое территориальное планирование не приведёт к установлению в отношении земельного участка в нарушение положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации нескольких территориальных зон, препятствующих его использованию.
В данном случае в отношении каждого из земельных участков, по поводу которых возник спор, Правилами землепользования и застройки установлена одна территориальная зона.
Решением Петрозаводского городского совета от 10 сентября 2013 г. от 10 сентября 2013 г. N 27/21-311 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0020106:6 и 10:01:0020104:87 территориальная зона Рсо изменена на территориальную зону застройки м среднеэтажными жилыми домами (Жс).
В указанной части названное решение признано не действующим решением Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июля 2021 г. (административное дело N 3а-6/2021 (N 66а-784/2021).
При таких обстоятельствах суд правильно пришёл к выводу о том, что Правила землепользования законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы являлись правовой позицией административного истца в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольная" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.