Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности руководителя государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" Пулинца Евгения Викторовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 32 Сахалинской области от 28 апреля 2021 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог Сахалинской области",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 32 Сахалинской области от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июня 2021 года, юридическое лицо - государственное казённое учреждение "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" (далее - ГКУ "Управление Сахалинавтодор") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности руководителя ГКУ "Управление Сахалинавтодор" Пулинец Е.В. просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожной деятельностью признаётся деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённый приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов.
В соответствии с пунктом 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 обочины дорог категорий IA, IБ и IB должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50 % их ширины.
Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
На улицах очистку обочин осуществляют в течение 24 часов с момента окончания снегопада.
Согласно таблице 8.2 "Требования к состоянию обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств", наличие рыхлого (талого) снега на обочине III категории дорог не должно превышать 3 (6) см. Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания работ по ликвидации зимней скользкости и уборки снега с проезжей части и составляет не более 7 часов.
Наличие рыхлого (уплотнённого) снега на тротуарах и служебных проходах мостовых сооружений для всех категорий дорог не должно превышать 5 (3) см. Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания работ по ликвидации зимней скользкости и уборки снега с проезжей части и составляет не более одних суток.
Как видно из материалов дела, 5 февраля 2021 года должностными лицами ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску проведено обследование эксплуатационного состояния автомобильных дорог в городе Южно-Сахалинске, а именно: автомобильной дороги "Юго-Западный объезд города Южно-Сахалинска" на участке с 0 км 000 м по 9 км + 733 м.
В ходе обследования дорожных условий были установлены недостатки эксплуатационного состояния дорожной сети при содержании автомобильной дороги, в том числе: наличие уплотнённого снега на тротуарах мостовых сооружений реки Сусуя толщиной 50-75 см в районе 4 км + 740 м - 4 км + 830 м (справа и слева); не расчищены от снега обочины на подходах к мосту реки Вахрушевка на 100 % их ширины в районе 8 км + 460 м - 8 км + 500 м (справа и слева).
В соответствии с Уставом ГКУ "Управление Сахалинавтодор", утверждённого Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, как органом исполнительной власти 15 мая 2014 года N 02/05п, Управление является государственным казённым учреждением, осуществляющим полномочия в сфере использования автомобильных дорог на территории Сахалинской области и осуществление на них дорожной деятельности, обеспечивающим безопасное и бесперебойное движение автомобильного транспорта по автомобильным дорогам.
Учредителем и собственником имущества Управления является субъект Российской Федерации - Сахалинская область.
Функции и полномочия Учредителя в отношении Управления осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Согласно пункту 2.3.4 Устава основными задачами Управления являются, в том числе, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам.
Основным видом деятельности Управления является организация и осуществление контроля и технического надзора за строительством, реконструкцией, ремонтом, капитальным ремонтом, содержанием автомобильных дорог, соответствием объёма, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчётам, строительным нормам и правилам (пункт 3.1.14 Устава).
В соответствии с пунктом 10 Устава, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, Управление несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 года N 355 утверждён Перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области, согласно которому автомобильная дорога "Юго-Западный объезд города Южно-Сахалинска" включена в данный Перечень.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования в безопасном для дорожного движения состоянии является ГКУ "Управление Сахалинавтодор".
По факту выявленных нарушений в отношении ГКУ "Управление Сахалинавтодор" государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску 10 марта 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ГКУ "Управление Сахалинавтодор" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что юридическим лицом не было принято необходимых и своевременных мер к содержанию дороги и не обеспечена безопасность дорожного движения, предыдущие судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в действиях ГКУ "Управление Сахалинавтодор" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы жалобы, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по делу и были обоснованно отклонены по мотивам, приведённым в соответствующих судебных актах. Не согласиться с выводами судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ГКУ "Управление Сахалинавтодор" судебными инстанциями было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины юридического лица в совершении вменённого ему административного правонарушения, не установлено.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения ГКУ "Управление Сахалинавтодор" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание юридическому лицу назначено ниже низшего предела санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 32 Сахалинской области от 28 апреля 2021 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности руководителя государственного казённого учреждения "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" Пулинца Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.