Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу главы городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края Хотинца С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 53 судебного района "Вяземский район Хабаровского края" от 26 марта 2021 года и решение судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 19 мая 2021 года в отношении администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 53 судебного района "Вяземский район Хабаровского края" от 26 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 19 мая 2021 года, юридическое лицо - администрация городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация городского поселения "Город Вяземский") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, глава городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края Хотинец С.В. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, принятии по делу нового решения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3- ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется среди прочих право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца (часть 4 статьи 13 названного закона).
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных ростановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ)..
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), дороги и улицы должны, кроме прочего, быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1 (пункт 6.2.3 указанного выше ГОСТ), а именно, в случае утраты знака группы 2 для всех категорий дорог и групп улиц - не более 1 суток.
Согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, знак 2.1 "Главная дорога" относится ко 2 группе знаков - знакам приоритета.
Как установлено по делу, 18 января 2021 года инспектором ДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России по Вяземскому району в районе "адрес" выявлено отсутствие дорожного знака 2.1 "Главная дорога", что послужило основанием для выдачи 20 января 2021 года администрации городского поселения "Город Вяземский" начальником ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району ФИО7 предписания N 6 о необходимости в срок до 18 часов 00 минут 22 января 2021 года установить дорожный знак 2.1 "Главная дорога" в соответствии с требованием пункта 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 взамен утраченного.
Невыполнение требований законного предписания в установленный срок повлекло за собой возбуждение в отношении администрации городского поселения "Город Вяземский" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ и привлечение органа местного самоуправления к административной ответственности на основании указанной нормы.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах в соответствии с материалами дела, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация городского поселения не приняла все зависящие от нее меры по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок и обоснованно привлечена к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии органа местного самоуправления состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о незаконности выданного предписания со ссылкой на то, что в отношении администрации городского поселения "Город Вяземский" проверка не проводилась, документы для проведения проверки не запрашивались, инструментальный контроль не осуществлялся, не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели (принцип соразмерности).
Государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 13.1 Федерального закона N 257-ФЗ).
Положениями пункта 9 статьи 30 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено право уполномоченных в области безопасности дорожного движения федеральных органов исполнительной власти при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения выдавать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
К таким уполномоченным органам в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", утратившего действие в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1101, утвердившего Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, отнесены, в том числе руководители отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям и их заместители.
При вынесении оспариваемого предписания начальник ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району Калинин А.И. руководствовался Законом о безопасности дорожного движения, которым установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а задачами определены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
В статье 3 Закона о безопасности дорожного движения зафиксированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Выполнение задач и реализация принципов, установленных указанным выше нормативным регулированием, осуществляется, в том числе, при проведении соответствующих процедур в сфере государственного контроля и надзора.
Факт проведения контрольного наблюдения (обследования) автомобильной дороги установлен материалами дела.
В настоящем случае применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно установки взамен утраченного дорожного знака 2.1 "Главная дорога" связано с реализацией публично значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обусловлено выявлением фактов соответствующих серьезных нарушений.
При этом характер выявленных в ходе осуществленных мероприятий по государственному надзору нарушений, очевидность которых не вызывала объективных сомнений, требовал принятия незамедлительных мер по пресечению нарушений посредством вынесения предписания, поскольку оно является ускоренной мерой защитного и обеспечительного характера.
С учетом изложенного, оснований ставить под сомнение законность предписания N 6 от 20 января 2021 года, выданного компетентным должностным лицом по результатам осуществленного мероприятия по федеральному государственному контролю (надзору) в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с тем, что оно выдано без проведения в отношении администрации городского поселения "Город Вяземский" проверки, не имеется.
Неисполнение в установленный срок законно выданного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства повлекло обоснованное привлечение администрации городского поселения "Город Вяземский" к установленной частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ административной ответственности.
Административное наказание назначено с применений положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 53 судебного района "Вяземский район Хабаровского края" от 26 марта 2021 года и решение судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 19 мая 2021 года в отношении администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы городского поселения Хотинца С.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.