Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Аноприенко К.В, рассмотрела в судебном заседании дело гражданское дело по иску Павловой Л.В. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Окружной администрации муниципального образования "г.Якутск" о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Павловой Л.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2021 года, Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Павлова Л.В. обратилась в суд с иском, указав, что после рождения в 1961 году была помещена в "Дом малютки" Алданского детского дома в связи с тем, что ее мать Павлова М.А. являлась инвалидом и имела троих детей, а отец - Павлов В.И. был осужден и далее пропал без вести, документов подтверждающих его смерть - нет. После наступления совершеннолетия, она покинула Алданский дом и поступила в учебное заведение в г.Ленинграде, по окончании которого, несколько лет проживала в г.Ленинграде. О праве как сироты на постановку на учет и получение жилого помещения она не знала, о наличии такого права работники Алданского детского дома ей не рассказывали. В 2015 году обращалась в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), но получила отказ, поскольку пропущен срок постановки на учет до 23 лет. Считает, что допущенные органами опеки и попечительства и иными специализированными органами, упущение в работе, является уважительным основанием для восстановления нее права на жилищное обеспечение как сироты в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2020 исковые требования удовлетворены частично. Постановлено возложить на Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Окружную администрацию г.Якутска обязанность поставить Павлову Л.В. на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12.04.2021 решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2020 отменено, принято решение об отказе Павловой Л.В. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Павлова Л.В. просит об отмене апелляционного определения, полагает его незаконным и нарушающим её права.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) полагает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судом допущены не были.
Удовлетворяя исковые требования Павловой Л.П, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец, относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проживающая в г.Якутске, вправе по месту своего жительства обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о включении в реестр. Не осуществление органами местного самоуправления, Алданским детским домом контроля за обеспечением жилищных прав, постановки на учет сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, утрата всех документов в отношении Павловой Л.В. не может являться основанием для лишения права истца на получение специализированного жилья.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что Павлова Л.В, родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходи из того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет. Павлова Л.В. не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, доказательств её обращения до достижения возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении материалы дела не содержат. Кроме того, у истца не имелось каких-либо препятствий к своевременной подаче документов для постановки на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы суда апелляционной инстанции находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (до, изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Павлова Л.В, 22.08.1960 года рождения, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.
Доказательств того, что ФИО1 с момента достижения 18 и до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, не представлено.
Суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом апелляционной инстанции правомерно были отвергнуты доводы истца о неисполнении органами опеки и попечительства и иными должностными лицами обязанности по защите его прав как лица оставшегося без попечения родителей, невозможности обратиться самостоятельно за защитой своих прав в связи с незнанием о праве на жилье, являлось объективной и исключительной причиной, препятствовавшей обращению в компетентный орган по вопросу постановки его на жилищный учет.
Кроме того, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет опека и попечительно над ним прекращается в силу закона, в этом случае относящийся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение 5-ти лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований Павловой Л.В. отсутствуют.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд апелляционной инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павловой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.