Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Хребтовой Н.Л, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецов П.А. к администрации г. Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе Кузнецов П.А. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения представителей Кузнецова П.А. - Скажутина М.А. и Скажутиной Н.С, судебная коллегия
установила:
Кузнецов П.А. обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указав, что 1 ноября 2011 года между ним и ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации был заключен договор найма жилого помещения N, по условиям которого Кузнецову П.А. предоставлено в пользование жилое помещение по адресу: "адрес" до окончания срока служебного контракта. В дальнейшем трудовые отношения между истцом и Министерством обороны были прекращены, однако до окончания срока службы истец не был обеспечен жильем, а жилое помещение не было передано в собственность или хозяйственное ведение Министерству обороны или его подведомственным организациям. В настоящий момент истец данным жилым помещением пользуется, ни Министерство обороны, ни администрация г. Хабаровска и ее структурные подразделения требований об освобождении жилого помещения к истцу не предъявляют. Исходя из толкования положений договора полагает, что спорная квартира является государственным жилищным фондом социального использования, так как она не является служебной и не относится к специализированному жилищному фонду. Полагает, что между сторонами фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма.
Определениями Индустриального районного суда г. Хабаровска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс".
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кузнецов П.А. ставит вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права и неверным определением обстоятельств дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) представители Кузнецова П.А. - Скажутин М.А. и Скажутина Н.С. настаивали на доводах кассационной жалобы.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Мирошникова С.Б. направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации, с доводами кассационной жалобы не согласилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения не имеется.
В п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу спорного жилого помещения) указано, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в том числе обеспечиваются:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы).
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу спорного жилого помещения) указано, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В абзаце 4 подпункта "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Материалами дела установлено, что капитан Кузнецов П.А. обратился с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, ссылаясь на то, что первый контракт о прохождении военной службы с ним заключен ДД.ММ.ГГГГ, место прохождения службы войсковая часть N
01.11.2011 решением N ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ предоставлено Кузнецову П.А, а так же его супруге ФИО7, сыну ФИО8 служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и Кузнецов П.А. заключен договор найма N служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с п. 1.2 Договора - жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы на период прохождения военной службы, в п. 1.5 указано, что настоящий договор заключен на время до срока окончания контракта.
В силу п. 4.4. настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
Из технического паспорта жилого помещения (квартиры), составленного по состоянию на 17.12.2013, следует, что спорное жилое помещение является изолированной, отдельной двухкомнатной квартирой, общей площадью 47, 1 кв.м, жилой - 33, 0 кв.м.
Кузнецов П.А. проживает и зарегистрирован в указанной квартире, в отношении которой согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 14.10.2020, сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Сведения о зарегистрированных за Кузнецовым П.А. в ЕГРН права на объекты недвижимости, согласно уведомления от 04.02.2021, отсутствуют.
Судом установлено, что Кузнецов П.А. уволен из рядов Вооруженных сил 23.11.2015 и в силу ст. 93, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ и пунктов 1.2, 1.5, 4.4, 4.5. заключенного с ним 01.11.2011 договора найма служебного жилого помещения обязан освободить спорное жилое помещение в связи с тем, что договор от 01.11.2011 прекращен в связи с окончанием срока службы истца. Предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ оснований для сохранения за Кузнецовым П.А. права пользования спорным жильем по делу не установлено.
Кузнецов П.А. уволен в связи с нарушением условий контракта и права на обеспечение жильем по договору социального найма не имеет.
Квартира предоставлена истцу в качестве служебной как военнослужащему, на момент предоставления имела статус служебного жилого помещения, который не изменился, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А73-10039/2019 и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ за Краснореченской КЭЧ МО РФ на праве оперативного управления закреплено находящееся у нее на учете имущество согласно приложения к настоящему распоряжению, в котором указан перечень закрепленного за данной КЭЧ имущества.
Приказом начальника Краснореченской КЭЧ N от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" в "адрес" отнесена к специализированному жилому фонду (служебному).
По утвержденному ДД.ММ.ГГГГ ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю одностороннему акту от ДД.ММ.ГГГГ ГУ "Краснореченская КЭЧ" в собственность муниципального образования " "адрес" " "адрес"" на основании Распоряжения ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ передано имущество, перечисленное в Перечне, являющемся приложением к акту от ДД.ММ.ГГГГ и включающим комплекс жилых домов, в том числе жилой "адрес" в "адрес" с принадлежащими инженерными коммуникациями, за исключением площадей помещений, принадлежащих другим лицам на праве собственности.
При передаче многоквартирных домов в собственность муниципального образования по утвержденному ДД.ММ.ГГГГ одностороннему акту от ДД.ММ.ГГГГ составлен отдельный Перечень служебных квартир в передаваемом жилищном фонде, что в том числе подтверждено аналогичным Перечнем служебных квартир в передаваемом жилищном фонде, предоставленным начальником Краснореченской КЭЧ ДД.ММ.ГГГГ. В данный перечень служебного жилого фонда, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Краснореченской КЭЧ включена "адрес".
По утвержденному Министром обороны РФ и согласованному с руководителем департамента имущественных отношений министерства обороны РФ передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Краснореченская КЭЧ" МО РФ передала, а ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ "Краснореченская КЭЧ" МО РФ. Активы, передаваемые в соответствии с данным актом, в том числе включают в себя основные средства (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные - Приложение N). Согласно данного передаточного акта - стороны подтверждают, что ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником ФГУ "Краснореченская КЭЧ" МО РФ по всем активам и указанным в настоящем акте обязательствам.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ ДД.ММ.ГГГГ по обращению от ДД.ММ.ГГГГ предоставило ФГКУ "Востокрегионжилье" имеющиеся в Учреждении документы, на основании которых жилые дома, расположенные в районе Красной речки г. Хабаровска, переданы в муниципальную собственность в соответствии распоряжениями ТУ Росимущества, в том числе предоставило: Перечень жилых домов, расположенных в районе Красная речка г. Хабаровска, переданных в муниципальную собственность по распоряжениям территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю.
В данном Перечне указан жилой "адрес" в "адрес", переданный по Распоряжению ТУ Росимущества по Хабаровскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ. В отдельной графе данного Перечня указана информация о наличии в данном доме служебных квартир: N N, 18, 27, 67.
Спорная квартира в муниципальную собственность не передавалась и после реорганизации Краснореченской КЭЧ право оперативного управления на нее в порядке универсального правопреемства перешло к правопреемнику Краснореченской КЭЧ - ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А73-10039/2019 и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу NАП-5531/2019 установлено, что предоставленное решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Кузнецов П.А. и членам его семьи жилое помещение по по адресу: "адрес" принадлежит Российской Федерации в лице министерства обороны РФ, является служебным и предоставлено военнослужащему в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N на период прохождения военной службы - до срока окончания контракта.
Из ответа ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Кузнецов П.А. уволен из рядов Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 4.4. договор прекратил свое действие.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение по делу, пришел к выводу, что решение о присвоении статуса служебного жилья спорной квартире принято уполномоченным органом до ее предоставления истцу и членам его семьи, кроме того, спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, что подтверждается в том числе, сообщением Управления жилищного фонда и приватизации жилья от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого спорная квартира из реестра (учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда "адрес" исключена.
Всем доводам, указанным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецов П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.