Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Захарова Е.И.
при секретаре Ермаковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-111/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" об оспаривании нормативного правового акта
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" на решение Омского областного суда от 29 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, возражения представителя региональной энергетической комиссии Омской области Стельмашека Б.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыденко Н.П, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, тарифный орган) от 26 декабря 2014 года N 663/78 установлены необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услугу по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области на 2015-2019 годы.
Приказ опубликован в печатном издании "Омский вестник" 27 декабря 2014 года.
Приказом РЭК Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78" (далее - Приказ N 590/93) внесены изменения в Приказ N 663/78, изложены в новой редакции приложения к указанному приказу.
Приложением N 2 к Приказу N 590/93 изложено в новой редакции приложение N 4 к Приказу N 663/78, установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь). В пункте 21 приложения установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь общества с ограниченной ответственностью "Сибэнерго" на 2021 год в сумме 9 036, 66 тыс. рублей.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2020 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибэнерго" (далее - ООО "Сибэнерго", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточненных требований просило признать не действующим пункт 21 приложения N 2 Приказа N 590/93 с момента принятия, ссылаясь на несоответствие оспариваемого приказа Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э.
В обоснование заявленных требований указало, что РЭК Омской области безосновательно уменьшена необходимая валовая выручка организации в связи с уменьшением расходов по статьям "Оплата бухгалтерских и юридических услуг", "Услуги по охране объектов", "Расходы по оплате арендных платежей за объекты электросетевого хозяйства", "Расходы на аренду офисного помещения", "Расходы на замену счетчиков", "Расходы на оплату медицинских услуг (медосмотры), затраты на покупку медицинских препаратов, обучение персонала (охрана труда, пожарная безопасность)".
Решением Омского областного суда от 29 июля 2021 года административные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" обратилось в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административных требований. Считает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применены положения трудового законодательства по определению расходов административного истца на медицинское обслуживание, приобретение медицинских препаратов, аренду офиса. Кроме того, при анализе документов, представленных ООО "СибЭнерго" для утверждения тарифа на 2021 год, судом не дана оценка документам, представленным в РЭК Омской области, связанных с арендой сетей. Кроме того, суд необоснованно согласился с позицией тарифного органа при учете спорных сетей в составе условных единиц предприятия.
Относительно доводов апелляционной жалобы, региональной энергетической комиссией Омской области, участвовавшим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
Как правильно установлено судом первой инстанции оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные выводы суда лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. (пункт 38 Основ ценообразованию).
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Судом установлено, что передача и распределение электрической энергии (мощности) является основным видом деятельности ООО "Сибэнерго".
8 июня 2020 года ООО "Сибэнерго" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2021 - 2025 годы.
Рассмотрев тарифное дело N 03-03/51, открытое на основании заявления и обосновывающих документов указанной организации, тарифный орган определилнеобходимую валовую выручку ООО "Сибэнерго" на 2021 год в сумме 9 036, 66 тыс.руб.
Перечень затрат регулируемой организации, во включении которых в тариф отказано, приведен в протоколе заседания правления РЭК Омской области от 29.12.2020 N 93 и экспертном заключении (т. 2 л.д. 92-111, 114-224).
Суд первой инстанции по результатам изучения имеющихся в деле доказательств согласился с выводами РЭК Омской области о частичном включении в НВВ расходов по статье "Плата за аренду имущества и лизинг" в связи с отсутствием экономического обоснования и документального подтверждения отдельных затрат по данной статье расходов. В частности, по договорам аренды, заключенным с ДНП "Ребровка-2", АО "Тандер", ОАО "Оммет", ООО "СВ Центр", поскольку из представленных Обществом документов по ряду объектов не представляется возможным определить величину амортизации. Позиция суда подробно и аргументированно изложена в решении, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит. Расходы по аренде офисного помещения приняты тарифным органом из расчета стоимости 1 кв.м офисного помещения согласно договору и площади помещения на одного работающего в соответствии с пунктом 5.2 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 в размере 4, 5 кв.м, исходя из принятой численности АУП (1 человек). Выводы суда являются правильными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
По этим же основаниям суд посчитал правомерным исключение расходов по статье "Расходы на ремонт" - "другие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (замеры качества, установка интеллектуальных счетчиков, прочие производственные расходы)". Обществом документально не подтверждено, на каких объектах и какой объем работ планируется к проведению в 2021 году, что повлекло невозможность оценки таких расходов на предмет их экономической обоснованности. В том числе, не представлено доказательств результатов поверки приборов учета, оформленных в соответствии с требованиями закона, свидетельствующих о необходимости замены приборов эксплуатации или истечение интервала между поверками приборов учета электроэнергии. Представленное коммерческое предложение объективно не свидетельствует о необходимости замены приборов учета.
Является правомерным исключение тарифным органом расходов на оплату услуг по договорам на бухгалтерское обслуживание, поскольку выполнение функций управления "бухгалтерский учет и финансовая деятельность"" и "правовое обслуживание" учтены при расчете нормативной численности административно-управленческого персонала организации.
Соглашаясь с выводами тарифного органа в части полного исключения затрат по статье расходов "Медицинские осмотры, медицинские аптечки, обучение персонала" на 2021 год, суд не учел следующее.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В силу пункта 31 Основ при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В соответствии с положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
В целях обеспечения безопасности производства работ на объектах электроэнергетики работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием указанных объектов, проходят в установленном порядке обязательные периодические медицинские осмотры, а также по требованию работодателей предсменные медицинские осмотры для установления факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N302н, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках включены в Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Данным приказом также предусмотрены периодичность и объем необходимого медицинского обследования.
Учитывая наличие в штате Общества электромонтеров, т.е. работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики, а также предусмотренную законом обязанность по проведению работодателем периодических медицинских осмотров таких работников, расходы на проведение указанных мероприятий являются необходимыми при осуществлении регулируемой деятельности, в связи с чем указанные расходы не подлежали исключению в полном объеме.
В отсутствие действующих договоров на проведение медицинского осмотра работников расходы подлежали определению тарифным органом в соответствии с пунктами 29 и 31 Основ ценообразования.
Судебная коллегия также полагает, что тарифным органом по статье затрат на охрану объектов электросетевого хозяйства необоснованно, без учета обязанности принятия Обществом мер по охране объектов топливно-энергетического комплекса, исключены из необходимой валовой выручки в полном объеме заявленные расходы.
Исходя из положений статей 1, 4, 6, 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", объекты электроэнергетики относятся к объектам, обеспечение безопасности которых является прямым требованием закона. К числу основных принципов обеспечения безопасности относится обеспечение антитеррористической защищенности этих объектов. Система физической защиты представляет собой совокупность организационных, административных мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны.
При этом в силу части 1 статьи 16 указанного закона финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов).
Поскольку в штате регулируемой организации отсутствует специальное подразделение охраны, нуждаемость в услугах сторонних организаций является обоснованной.
Принимая во внимание, что обеспечение защищенности объектов электроэнергетики является обязательным для юридических лиц, владеющих этими объектами на законном праве, указанные расходы также подлежали определению в соответствии с пунктами 29 и 31 Основ ценообразования. Таким образом, представленный в неполном объеме договор, заключенный с ООО "ЧОП "Маяк-Омск", не освобождал РЭК Омской области от обязанности по определению расходов в соответствии с данными нормами Основ ценообразования
При таких обстоятельствах, доводы тарифного органа о непредставлении организацией в этой части надлежащих подтверждающих документов подлежат отклонению.
Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании приказа в оспариваемой части не действующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию не действующим в оспариваемой части с момента их принятия.
В связи с признанием оспариваемого приказа не действующим, судебная коллегия, исходя из положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства, считает необходимым возложить на региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, его заменяющий, который бы учитывал выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего судебного акта, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 29 июля 2021 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать не действующим со дня принятия приказ региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года N 590/93 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78" в части размера необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью "Сибэнерго" без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 9036, 66 тыс. руб.
Обязать региональную энергетическую комиссию Омской области в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.