Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Красиковой О.Е., рассмотрев материал N9а-41/2021 по частной жалобе административного истца Давыдовой Н.В. на определение Забайкальского краевого суда от 21 июля 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления о признании несоответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Давыдова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании несоответствующими Конституции Российской Федерации, Конституции Союза ССР, Уголовному кодексу Российской Федерации - Закона СССР от 14 марта 1990 года N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР"; Закона СССР от 1 апреля 1991года N 2073-1 "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР"; Закона СССР от 1 июля 1991 года N 2278-1 "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий"; Закона СССР от 05 сентября 1991 года N 2392-1 "Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период"; Постановления Госсовета СССР от 06 сентября 1991 года N ГС-1 "О признании независимости Литовской Республики"; Постановления Госсовета СССР от 06 сентября 1991 года N ГС-2 "О признании независимости Латвийской Республики"; Постановления Госсовета СССР от 06 сентября 1991 года N ГС-3 "О признании независимости Эстонской Республики"; Постановления Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года N ГС-13 "Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР"; Закона СССР от 03 декабря 1991 года N 124-Н "О реорганизации органов государственной безопасности"; "Беловежские соглашения", Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года; Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N2015-1 "О денонсации Договора об образовании СССР"; Указа Президента СССР Горбачева М.С. от 25 декабря 1991 года N УП-3162 "О сложении Президентом СССР полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР"; Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года N3063-1 "О вопросах, связанных с упразднением Верховного суда СССР"; признании незаконным изъятие паспорта гражданина СССР, факта существования государственного образования Союза ССР. В обоснование указывает на то, что
оспариваемые нормативные правовые акты, приведшие к ликвидации механизмов функционирования СССР и его государственных органов, ничтожны в силу их противоречия Конституции СССР и Конституции Российской Федерации, указанные нормативные акты приняты при отсутствии на то компетенции у государственного органа, противоречат волеизъявлению народа, выраженному на референдуме 17 марта 1991 года. Также указывает на то, что действия Горбачева М.С. нарушили ее гражданские и конституционные права, которые выразились в неоднократном изъятии у нее оригинала паспорта Гражданина СССР.
21 июля 2021 года определением судьи Забайкальского краевого суда в принятии административного искового заявления отказано.
Не согласившись с определением Забайкальского краевого суда от 21 июля 2021 года Давыдова Н.В. обратилась с частной жалобой указывая на его незаконность и необоснованность.
Рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания в соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах (пункт 1); из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3).
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции исходил из того, что основанием для обращения Давыдовой Н.В. в Забайкальский краевой суд с настоящим административным иском послужило несогласие с рядом принятых в период существования Союза Советских Социалистических Республик нормативных правовых актов, как несоответствующими Конституции Российской Федерации, Конституции Союза ССР, Уголовному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные в рамках настоящего административного иска требования о признании несоответствующими Конституции Российской Федерации, Конституции Союза ССР, Уголовному кодексу Российской Федерации нормативных правовых актов не направлены на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, поскольку содержащиеся в оспариваемых актах правовые нормы не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, не порождают для нее каких-либо правовых последствий, следовательно, не могут быть предметом обжалования и не относятся к числу решений, оспариваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для принятия к производству требований о признании незаконным изъятия паспорта Гражданина СССР, признании факта существования государственного образования Союза ССР, поскольку из содержания заявленных требований и приведенных в их обоснование доводов не усматривается нарушений прав, свобод или законных интересов заявителя, а признание факта незаконного изъятия паспорта Гражданина СССР и факта существования государственного образования Союза ССР, о которых просит заявитель, не повлечет для Давыдовой Н.В. правовых последствий. Данные требования, исходя из их предмета, не подлежат рассмотрению в судах.
Выводы судьи об отказе в принятии административного искового заявления судебная коллегия находит обоснованными, оснований для отмены определения не имеется, доводы частной жалобы Давыдовой Н.В. основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Забайкальского краевого суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Давыдовой Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Забайкальский краевой суд.
Судья О. Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.