Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Второй свет" к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края о признании недействующими нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Второй свет" на решение Камчатского краевого суда от 18 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Второй свет" Зафирова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края изданы приказы от 14 декабря 2016 года N 173, от 15 декабря 2017 года N 178, от 3 декабря 2018 года N 172, от 5 декабря 2019 года N 165, которыми определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, 2018 год, 2019 год и 2020 год (далее также - Перечни).
В данные Перечни включено здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Второй свет" (далее - ООО "Второй свет", Общество), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: пункта 226 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений от 14 декабря 2016 года N 173; пункта 976 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 15 декабря 2017 года N 178; пункта 1841 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 03 декабря 2018 года N 172; пункта 1576 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 05 декабря 2019 года N 165.
Требования мотивированы тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку здание не используется в целях административно-делового назначения, не имеет технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Включение его в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит статье 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Камчатского краевого суда от 18 июня 2021 года административному истцу отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Второй свет" Штомпель А.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывая, что судом неверно дана оценка доводам административного ответчика о включении спорного здания в Перечни без его фактического обследования, исходя из критерия его использования в качестве торгового центра (комплекса) на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) в отношении спорного объекта и земельного участка, на котором расположен спорный объект и техническому паспорту на спорный объект. При этом согласно выписке из ЕГРН на спорное здание отсутствуют сведения, на каком земельном участке оно расположено, указанный в решении земельный участок имеет вид разрешенного использования "земли запаса (неиспользуемые)". Судом также неверно сделан вывод о принятии только технического паспорта нежилого здания, составленного ГУП "Камчатское краевое БТИ" по состоянию на 10 ноября 2010 года, не принимая более актуальный технический план на нежилое здание от 17 октября 2016 года. Судом неверно основаны выводы на сведениях из сети "Интернет".
На апелляционную жалобу прокуратурой Камчатского края поданы возражения, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. в отзыве на апелляционную жалобу полагает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания норм Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17 февраля 2010 года N 710, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых акто уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий, в том числе: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года N 688 "О налоге на имущество организаций в Камчатском крае" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении следующих объектов недвижимого имущества: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные на соответствующий налоговый период в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенные на соответствующий налоговый период в Перечень (статья 3(1)).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Второй свет" принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, наименование " "данные изъяты"", общая площадь "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Выводы суда о наличии оснований для включения в оспариваемые Перечни принадлежащего административному истцу здания по его наименованию " "данные изъяты"", содержащегося в выписке из ЕГРН, противоречат положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, проверяя обоснованность включения в оспариваемые пункты Перечней спорного объекта судом установлено, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Классификатором видов разрешенного использования (коды 3.3, 4.2, 4.6), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанный земельный участок в оспариваемые периоды имел вид разрешенного использования "земли запаса (неиспользуемые)" опровергается выпиской из ЕГРН, информацией из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Камчатскому краю от 08 ноября 2021 года, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", указанное наименование вида разрешенного использования данного земельного участка с 2009 года по настоящее время не менялось.
Не могут быть приняты во внимание доводы апеллянта об отсутствии в материалах дела сведений о расположении спорного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером N, поскольку с представленных в суд апелляционной инстанции регистрационных дел на здание с кадастровым номером N и земельный участок с кадастровым номером N следует, что спорное здание расположено именно на указанном земельном участке, в частности это следует из технического плана здания, а именно схемы расположения здания на земельном участке. Кроме того, из регистрационных дел последовательно усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлялся Обществу в аренду для строительства здания торгово-досугового центра, что следует и из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ N.
Также, суд первой инстанции верно установил, что по документам технического учета (инвентаризации) - техническому паспорту здания торгово-досугового центра по состоянию на 10 ноября 2010 года и экспликации к паспорту три помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м в здании имеют назначение "торговый зал", что составляет более 20% общей площади здания.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24 июля 2007 года N221-ФЗ технические паспорта, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными в настоящее время.
Технический план, составленный 17 октября 2016 года, на который ссылается административный истец, в регистрирующий орган не предоставлялся, что следует из информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Камчатскому краю, и не отрицалось представителем административного истца в суде второй инстанции, следовательно, изменения в сведения об объекте на основании этого технического плана уполномоченным органом не вносились, доказательств этим обстоятельствам не представлено.
Судебная коллегия также отмечает, что из имеющегося в регистрационном деле разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ N N, выданного ООО "Второй свет" на здание торгово-досугового центра, из сведений об объекте капитального строительства следует, что торговая площадь помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Таким образом, отсутствуют доказательства наличия иных сведений о наименовании, назначении указанных трех помещений (по первому этажу: торговый зал - "данные изъяты" кв.м; по второму этажу: торговый зал - "данные изъяты" кв.м; по третьему этажу: торговый зал - "данные изъяты" кв.м) по сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
При изложенных выше обстоятельствах, у уполномоченного органа имелись предусмотренные законом основания для включения принадлежащего Обществу здания в оспариваемые Перечни.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, обжалуемое решение Камчатского краевого суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Второй свет" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Г.Н. Никитина
Е.Н. Ненашева
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.