Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу Красулина И.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2021 года, решение Костромского областного суда от 21 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Красулина И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2021 года Красулин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Костромского областного суда от 21 сентября 2021 года, постановление судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2021 года оставлено без изменения.
Красулин И.А. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене принятых актов и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52-ФЗ).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 названного кодекса, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Соответствующие разъяснения содержатся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 22).
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10-16. В34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны, в том числе соблюдать требования законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации.
Согласно пункта 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCov", руководители территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
В соответствии с пунктом 3.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции(2019-nCov)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N лица, контактировавшие с больным COVID-19, находятся в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным.
В силу пункта 4.2.1 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил, территориальные органы Роспотребнадзора по результатам проведения мероприятий в эпидемических очагах в течение 1 рабочего дня информируют больных COVID-19, о необходимости соблюдения ими в течении 14-ти календарных дней со дня контакта с больным COVID-19 режима изоляции с использованием любых доступных средств связи.
Из представленных материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ работником ОГБУЗ ГБ "адрес" ФИО4 по телефону ФИО3 был уведомлен о том, что он находился в контакте с больным COVID-19 (его матерью) и о необходимости нахождения на изоляции "адрес" дней. В связи этим ему был открыт больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Роспотребнадзора по "адрес" было выдано предписание ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" о проведении санитарно- противоэпидемических мероприятий, в частности провести медицинский осмотр, обеспечить изоляцию и установить в течение 14 дней со дня последнего контакта ежедневное медицинское наблюдение за лицами, находившимися в контакте с гражданкой ФИО5 (заболевшей COVID-19). Согласно приложению к предписанию в списке лиц, находившихся в контакте с ФИО5, указан ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Костромской области вынесено уведомление о соблюдении режима изоляции Красулиным И.А, как лицом, находившимся в контакте с больным COVID-19 в течение 14 дней от дня последнего контакта с больным COVID-19, а именно до 16 апреля 2021года включительно в помещении по месту фактического проживания.
Данное уведомление доведено до сведения ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Красулин И.А. уведомлен о необходимости находится на самоизоляции по месту жительства 3 и 8 апреля 2021года, в связи нахождением в контакте с заболевшей COVID-19 матерью Красулиной Н.Ф.
Однако в ходе проверки установлено, что Красулин И.А. допустил невыполнение в установленный срок в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указанного постановления (уведомления) о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, 7 апреля 2021года в период с 11 часов00 минут до 15 часов 00 минут и 13 апреля 2021года в период с 09 часов 00 минут, до 11 часов 00 минут отсутствовала в жилом помещении по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д.46/23, кв.6.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2021 года уведомлением о соблюдении режима изоляции лицом, находившимся в контакте с больным COVID-19 от 7 апреля 2021года, сведениями из прокуратуры Костромской области и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Красулина И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Красулина И.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что Красулин И.А. не получал уведомлений, не покидать место самоизоляции, его вины в совершении административного правонарушения нет, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку, являлись предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно признан несостоятельным и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для освобождения Красулина И.А. от административной ответственности в порядке, пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых судебными инстанциями решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, предусмотренным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2021 года, решение Костромского областного суда от 21 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Красулина И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Красулина И.А. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Копия верна:
СУДЬЯ-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.