Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Репиной Е.В, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Чуканова М.О. на решение Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. (дело N 3а-879/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 г. (дело N 66а-3183/2021), вынесенные по административному делу по административному иску административному исковому заявлению Компании "Гарденз Корпорейшн Б.В." о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Правительства Москвы Тетериной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП Перечень изложен в новых редакциях, действующих соответственно с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года.
В пункты 3815, 3817 Перечня на 2017 год, пункты 3952, 3954 Перечня на 2018 год, пункты 4623, 4625 Перечня на 2019 год, пункты 18433, 15417 Перечня на 2020 год, пункты 350, 352 Перечня на 2021 год включены здания с кадастровыми номерами N и N, общей площадью 2 078, 8 кв.м и 552, 2 кв.м, расположенные по адресу: г "адрес" которые признаны объектами недвижимости с налоговой базой, исходя из их кадастровой стоимости.
Компания "Гарденз Корпорейшн Б.В.", являясь собственником вышеуказанных зданий, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов Перечня на 2017-2021 годы, указав, что включенные в Перечни объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 576 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "размещение административных и офисных зданий, объектов образования, науки (1.2.7), гостиниц (1.2.6)" сам по себе не может являться основанием для включения спорных зданий в Перечни на 2017-2021 годы. Согласно акту Госинспекции от 13 января 2021 г. здание используется для целей размещения медицинского центра на начало налогового периода 2021 года.
Решением Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 г, решение суда от 6 апреля 2021 г. в части удовлетворения административных исковых требований о признании недействующими с 1 января 2018 года пунктов 3952, 3954; с 1 января 2019 года пунктов 4623, 4625; с 1 января 2020 года пунктов 18433 15417; с 1 января 2021 года пунктов 350, 352 отменено, принято по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано. Решение в части удовлетворения требований о признании недействующим с 1 января 2017 года пунктов 3815, 3817 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 сентября 2021 г, представитель Правительства Москвы Чуканов М.О. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, в части признания недействующим Перечня на 2017 год, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", постановление Правительства Москвы N700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что оспариваемые акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что нежилые здания, принадлежащие истцу, были включены в Перечни на 2017 - 2021 года по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.
По сведениям, представленным федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве, в отношении нежилых зданий по состоянию на 1 января 2017 года информация о вхождении объекта в пределы границ земельного участка отсутствует; по состоянию на 1 января 2018 г. - 1 января 2021 года здание имело принадлежность к земельному участку с кадастровым номером N - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки (1.2.7), гостиниц (1.2.6)".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы спорные здания не отвечали критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с множественностью видов разрешённого использования земельного участка, к которому здания имели принадлежность в спорные периоды.
Судебная коллегия апелляционной инстанции указала на ошибочность выводов суда в отношении Перечней на 2018 - 2021 года, ссылаясь на то, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N установлен как - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий (1.2.7)", который в полной мере соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний и предусматривает возможность размещения офисов. Сведениями Единого государственного реестра недвижимости подтверждается нахождение зданий на данном земельном участке в 2018, 2019, 2020 и 2021 годы.
Вместе с тем, оснований для включения спорных зданий в Перечень на 2017 г. по критерию вида разрешенного использования земельного участка не имелось, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости на начало налогового периода 2017 года сведения о нахождении зданий на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий (1.2.7)" отсутствовали. Такие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, после вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.
При разрешении административного дела, судами сделан вывод о том, что критерий фактического использования зданий для включения в Перечни не применим, так как акт составлен в 2021 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и принятыми судебными актами, поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об установлении вида разрешённого использования земельного участка Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 20 августа 2009 г. N 4516, нахождении спорных зданий на указанном земельном участке в 2017 г, получили надлежащую оценку судами первой и апелляционной инстанции, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает. Сведения об установлении связи объектов недвижимости с какими-либо земельными участками на 1 января 2017 года в информационных системах ЕГРН отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов являются обоснованными.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.