Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при ведении протокола помощником судьи Громовой М.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия"
на решение Перовского районного суда г. Москвы от 24 мая 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" к Гарнову Виктору Львовичу о возмещении ущерба отказать, установила:
ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" обратилось в суд с иском к Гарнову В.Л. о возмещении ущерба, ссылаясь на то, что между ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" и Гарновым Виктором Львовичем 27.06.2013 заключен трудовой договор N 2506, согласно которому последний принят на должность водителя 1 класса в отдел эксплуатации. 17 февраля 2020 г..Гарнов Виктор Львович осуществлял управление автомобилем марки БМВ 750LI XDRIVE, государственный регистрационный знак А 001 MP 97, с 7 часов 00 минут до 23 часов 45 минут. 28 февраля 2020 г..контролер-ревизор ГКУ "АМПП", рассмотрев материалы, полученные с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства фиксации административных правонарушений, установил, что 17 февраля 2020 г..в 22 часа 25 минут по адресу: г..Москва, Зубовский бул, (дублер) д. 17 стр. 1 в нарушение требований п. 2.4 "Правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках", утвержденных приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 01 августа 2019 г..N 61-02-343/9, на платной городской парковке без осуществления оплаты было размещено транспортное средство марки БМВ 750LI XDRIVE, государственный регистрационный знак А001МР97, принадлежащее на праве собственности ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" и вынес постановление по делу об административном правонарушении N 0355431010120022801046485, согласно которому учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 8.14 Закона г..Москвы от 21 ноября 2007 г..N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма По данным журнала учета нарушений ПДД 07 апреля 2020 г..Гарнову В.Л. была передана квитанция на оплату административного штрафа по вышеуказанному постановлению, однако, в
установленный законом срок данный штраф оплачен не был. В связи с неуплатой вышеуказанного административного штрафа в установленный законом срок, 03 августа 2020 г..мировой судья судебного участка N 393 Обручевского района г..Москвы установил, что учреждение совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, судом вынесено постановление о признании учреждения виновным в совершении правонарушения и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма Таким образом, назначение ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" наказаний в виде административных штрафов в размере сумма и сумма произошло в результате противоправных действий фио В соответствии с платежными поручениями от 18 сентября 2020 г..и от 22 сентября 2020 г..учреждением оплачены штрафы на общую сумму сумма, что является ущербом организации. С учетом изложенного истец просил взыскать с ответчика в счет возмещения материального ущерба сумму в размере сумма, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма, почтовые расходы в размере сумма, а всего сумма
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Ответчик Гарнов В.Л. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Представитель 3-го лица Государственной инспекции труда в г. Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия".
Истец, ответчик, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" и Гарновым В.Л. 27.06.2013 г. заключен трудовой договор N 2506, согласно которому последний принят на должность водителя 1 класса в отдел эксплуатации. Между ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" и Гарновым Виктором Львовичем заключено дополнительное соглашение N 745/20 к трудовому договору от 27.06.2013 N 2506. Из п. 2.2.8 трудового договора следует, что ущерб, причиненный работодателю по вине работника, возмещается работником в соответствии с главой 59 ТК РФ.
17.02.2020 г. Гарнов Виктор Львович осуществлял управление автомобилем марки БМВ 750LI XDRIVE, государственный регистрационный знак А 001 MP 97, с 7 часов 00 минут по 23 часа 45 минут, что подтверждается путевым листом N 6170220_337 от 17.02.2020 г.
17.02.2020 г. в 22 часа 25 минут по адресу: г. Москва, Зубовский бул, (дублер) д. 17 стр. 1 в нарушение требований п. 2.4 "Правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках", утвержденных приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 01 августа 2019 г. N 61-02-343/9 "Об установлении размера платы за пользование платными городскими парковками и утверждении правил пользования платными городскими парковками и размещения на них транспортных средств, а также порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках", на платной городской парковке без осуществления оплаты было размещено транспортное средство марки БМВ 750LI XDRIVE, государственный регистрационный знак А001МР97, принадлежащее на праве собственности ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия", в связи с чем постановлением по делу об административном правонарушении от 28.02.2020 г. ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 8.14 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В связи с неуплатой административного штрафа в установленный шестидесятидневный срок, ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" Управления делами Президента РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 393 Обручевского района г. Москвы от 03 августа 2020 г. признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме сумма ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" Управления делами Президента РФ оплатило административные штрафы в сумме сумма и сумма 18 сентября 2020 г. и 22 сентября 2020 г. соответственно, что подтверждается платежными поручениями N 708631 и N 817920.
Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника" определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.
Согласно части 1 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 4 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 52 от 16 ноября 2016 года "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
При определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" даны разъяснения, согласно которым при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ либо иными федеральными законами работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба.
Исходя из приведенных норм материального права регламентирующих материальную ответственность работника, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", положений статей 56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при недоказанности хотя бы одного из обстоятельств, бремя доказывания которых лежит на работодателе, материальная ответственность работника исключается. При этом суд обязан оценивать допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и то, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа, суд первой инстанции руководствуясь ст. ст. 233, 238 ТК РФ, с учетом положений п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2016 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", обоснованно исходил из того, что данные требования не основаны на законе, в силу которого на работника может быть возложена обязанность по возмещению работодателю только прямого действительного ущерба, при этом ответчик к административной ответственности не привлекался, а поскольку штраф является мерой административной ответственности, применяемой к юридическому лицу за совершенное им административное правонарушение, то уплата штрафа является непосредственной обязанностью лица, привлеченного к административной ответственности, а сумма уплаченного штрафа не может быть признана ущербом, подлежащим возмещению в порядке привлечения работника к материальной ответственности. Требования истца фактически направлены на освобождение от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве административного наказания, что противоречит целям административного наказания, определенным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и основанием освобождения от ответственности таковым не является, в качестве вида материальной или дисциплинарной ответственности работника нормами трудового законодательства не предусмотрен, в связи с чем, как правильно указал суд, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы штрафа и исполнительского сбора не имелось.
Отказав в иске, суд правильно не нашел оснований и для возмещения судебных расходов.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции и нашли верное отражение и правильную оценку в постановленном судебном решении, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, определила:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.