Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Шокуровой Л.В., Курочкиной О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Атаманюк А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шокуровой Л.В. апелляционную жалобу представителя ответчика фио - по доверенности фио на решение Щербинского районного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года, которым постановлено:
Определить супружескую долю фио в совместно нажитом с фио имуществе супругов, в состав которого входит: квартира, расположенная по адресу: адрес, д. адрес, в размере ? доли и включить указанную долю в состав наследственного имущества после смерти фио, умершей 30.01.2019.
Признать за фио в порядке наследования после смерти фио, умершей 30.01.2019, право собственности на 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, д. адрес, установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд с учетом уточнений признать квартиру N 7 по адресу: город Москва, адрес, адрес, д. адрес, общей собственностью супругов фио и фио, с выделением доли фио в размере 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру N 7 по указанному адресу и признать право собственности фио на 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру N 7 по адресу: адрес, д. адрес, обосновывая тем, что 30 января 2019 года скончалась фио, паспортные данные, проживавшая и зарегистрированная по адресу: город Москва, адрес, и. Кокошкино, д. адрес, которая являлась матерью истца. В период брака, 25 сентября 2001 года по договору купли-продажи квартиры, супругами фио была куплена однокомнатная квартира N 7, общей площадью 30, 40 кв.мь, по указанному адресу, право собственности на которую оформлено на имя фио Истец является наследником по завещанию наследодателя фио В марте 2019 истцом было принято наследство фио При этом фио не дал согласия на определение доли умершей супруги в общей совместной собственности супругов, в связи с чем, истец обратилась с настоящим иском.
Истец фио в судебное заседание первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности фио, который требования иска поддержал.
Ответчик фио, третье лицо нотариус г. Москвы фио в судебное заседание первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика фио - по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, не учитывающим обстоятельства дела.
Истец фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена, обеспечила явку своего представителя по доверенности фио, который доводы апелляционной жалобы не признал.
Ответчик фио и представитель ответчика по доверенности фио, в судебное заседание апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящий спор при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив письменные материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п.1 ст.1142 ГК РФ).
По основанию ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч.1 ст.33 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
В соответствии со ст.34 СК РФ, ч.1 ст.256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов, относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии со ст.38 СК РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производится в судебном порядке.
В силу ч.1 ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п.п.1 и 2 ст.34 СК РФ) является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст.ст.128, 129, п.п.1 и 2 ст.213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным ст.ст.38, 39 Семейного кодекса РФ и ст.254 ГК РФ.
В соответствии со ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст.256 Гражданского кодекса РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными Гражданского кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что фио и фио состояли в браке с 10.03.2000.
30 января 2019 года фио умерла.
18.03.2019 нотариусом города Москвы фио было открыто наследственное дело N 43/2019.
Истец является дочерью фио и наследником по завещанию от 31.10.2018 77 АВ 8566970, составленному фио
В период брака, 25 сентября 2001 года по договору купли-продажи квартиры, супругами фио была куплена однокомнатная квартира N 7 общей площадью 30, 40 кв.м, по адресу: адрес, право собственности на которую оформлено на фио
Вышеуказанное имущество является общей совместной собственностью супругов, соответственно 1/2 части этого имущества входит в состав наследственной массы, открывшейся после смерти фио
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с нормами гражданского и семейного законодательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования истца об определении супружеской доли фио в совместно нажитом с фио имуществе супругов, в состав которого входит: квартира N 7 общей площадью 30, 40 кв.м, по ад ресу: адрес, в размере 1/2 доли, включении указанной доли в состав наследственного имущества после смерти фио, умершей 30.01.2019 и признании за фио в порядке наследования после смерти фио право собственности на 1/4 доли в указанном имуществе, подлежат удовлетворению.
Доказательств, опровергающих данные выводы суда первой иснтанции, ответчиком представлено не было.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмене решения не подлежат удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом первой инстанции решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.