2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Антонова А.Г.
и судей - Винника С.Ю, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Макеевой А.С, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-172/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "..00000." "... " Вьюнова Павла Александровича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Читинский" филиала "Восточный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Вьюнов П.А. через своего представителя - Гуськова В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника территориального отдела "Читинский" филиала "Восточный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальный отдел "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс") от 9 июня 2021 года N 10-21/2 он с сыном - "ФИО"1 был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании пунктов 4 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. При этом причиной для приведённого снятия послужило то обстоятельство, что он и члены его семьи ранее уже были обеспечены жилым помещением посредством реализации полученного им в 2003 году государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать данное решение названного должностного лица незаконным, отменить это решение и обязать последнего принять его на указанный учёт.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 18 августа 2021 года отказал Вьюнову П.А. в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его, как незаконное, отменить ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Констатируя и анализируя положения абзаца 16 п.1 и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", автор жалобы утверждает, что первоначально он обращался в территориальный отдел с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания на состав семьи из трёх человек, а был принят на состав семьи из двух человек. При этом судом не было учтено то, что в 2003 году ему предоставлялся ГЖС на иной состав семьи - из четырёх человек, однако при подаче им в марте 2021 года заявления о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях состав его семьи изменился в связи с расторжением брака и составлял три человека. Кроме того, судом не принято во внимание его право на фактическую нуждаемость в улучшении жилищных условий по нормам жилищного законодательства.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
Так, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 п. 1 данной стати Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 указанной статьи Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как видно из справки из войсковой части "..00000." от 13 января 2021 года и контракта Вьюнова П.А, он по состоянию на указанную дату имел 24 года 3 месяца календарной выслуги лет, заключив с Министерством обороны РФ первый контракт о прохождении военной службы в период до 1 января 1998 года.
Как следует из сведений из автоматизированной информационной системы учёта выдачи и реализации государственных жилищных сертификатов и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27 июля 2021 года, административный истец и члены его семьи (всего четыре человека), с использованием ГЖС серии "... " N "N" от 8 апреля 2003 года, на основании договора купли-продажи от 16 июля 2003 года приобрели в совместную долевую собственность (по ? доли) жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Как усматривается из поданного 4 марта 2021 года Вьюновым П.А. в территориальный отдел "Читинский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" заявления, в нём он просит принять его и двух его сыновей - "ФИО"2 и "ФИО"1 (всего 3 человека) на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, - в "адрес".
Из решения начальника данного отдела от 26 мая 2021 года N 10-19/44 видно, что административный истец и его сын - "ФИО"1 с 25 марта этого же года приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, - в "адрес".
Из копии решения начальника указанного отдела от 9 июня 2021 года N 10-21/2 следует, что Вьюнов П.А. и его сын - "ФИО"1 сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании пунктов 4 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям Вьюнову П.А. в 2003 году был выдан ГЖС на состав семьи из четырёх человек, в том числе на двух его сыновей, используя который, он приобрёл в собственность жилое помещение в "адрес". При этом на момент спорных правоотношений размер безвозмездной субсидии, предоставляемой государством посредством выдачи ГЖС, был установлен в размере 18 кв. м на одного человека при численности трёх и более членов семьи военнослужащего.
Следовательно, избрав такой способ реализации своего жилищного права, Вьюнов П.А. и члены его семьи, каждый из них, считается обеспеченным жилым помещением общей площадью 18 кв. м, исходя из размера его рыночной стоимости на момент выдачи ГЖС, то есть по нормам, установленным как Жилищным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Учитывая вышеприведённое, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что решение названного должностного лица о снятии административного истца с его сыном с указанного учёта соответствует нормам действующего законодательства, вследствие чего не нарушает каких-либо его прав.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения принятого гарнизонным военным судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Ввиду вышеприведённого, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 августа 2021 года по административному делу N 2 а-172/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "..00000." "... " Вьюнова Павла Александровича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Читинский" филиала "Восточный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и с этого дня в течение шести месяцев может быть обжаловано в суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба, подаваемая в Кассационный военный суд, подаётся через суд первой инстанции - Читинский гарнизонный военный суд.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: С.Ю. Винник
М.Ф. Даутов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.