Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Степина А.Б., судей областного суда: Обносовой М.В., Берстневой Н.Н., при помощнике судьи: Тутариновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N1 по Астраханской области на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 16 сентября 2021 года по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области к Кульчаровой Айгуль Жексембаевне о взыскании обязательных платежей и санкций, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной службы N 1 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кульчаровой А.Ж. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Кульчаровой А.Ж. по УСН за 2015г. предоставлена декларация с суммой подлежащей уплате в бюджет 2700 руб, однако сумма налога в установленный срок не была перечислена. За неуплату налога была начислена пеня в размере 233 руб. 98 коп. У Кульчаровой А.Ж. имеется задолженность по уплате страховых взносов до 01 января 2017г. и задолженность по страховым взносам за периоды с 01 января 2017г. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01января 2017г. 0, 34 руб, пеня 1, 03 руб, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды начиная с 01 января 2017г. 1, 75 руб, пеня 5, 15 руб. Кульчарова А.Ж. утратила статус индивидуального предпринимателя 26 июня 2017г. В связи с чем, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области просила суд взыскать с Кульчаровой А.Ж. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г.- пеню в размере 1, 75 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского фонда с 01 января 2017г.- пеню в размере 0, 34 руб, налог взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы пеню в размере 233, 98 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N1 по Астраханской области и административный ответчик Кульчарова А.Ж. участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 16 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Астраханской области к Кульчаровой А.Ж. о взыскании обязательных платежей, отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, полагая, что налоговым органом были предприняты все необходимые меры для взыскания задолженности, соблюдены все процессуальные меры.
Заслушав докладчика, выслушав представителя административного истца Измайлову М.Т, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о пропуске срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, и отсутствии оснований для его восстановления.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Кульчарова А.Ж. состоит на налоговом учете в МИФНС N 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика страховых взносов.
Кульчарова А.Ж. утратила статус индивидуального предпринимателя 26 июня 2017г.
Судом первой инстанции установлено, что Кульчарова А.Ж. при ведении предпринимательской деятельности приняла упрощенную систему налогообложения.
В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
В отношении налоговых обязательств признаются безнадежными и подлежат списанию образовавшиеся на 01 января 2015г. долги по налогам, а также пени и штрафы по ним (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N436-ФЗ).
Порядок и сроки уплаты страховых взносов за период по 31 декабря 2016 г. установлены Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Названный закон утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
С указанной даты вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы.
Согласно расчета у Кульчаровой А.Ж. имеется задолженность по пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г.- в размере 1, 75 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского фонда с 01.01.2017г.- в размере 0, 34 руб, по налогу взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 233, 98 руб.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В целях досудебного урегулирования спора должнику направлено требование N 28192 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17 марта 2019 г, установлен срок погашения задолженности по налогам в добровольном порядке до 25 апреля 2019 г.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Кульчаровой А.Ж. задолженности по неисполненным требованиям подано мировому судье и зарегистрировано 13 января 2020 г.
Судебный приказ вынесен 13 января 2020 г.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, налоговый орган вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть с 25 апреля 2019 года по 25 октября 2019 года. Однако с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье только 13 января 2020г, то есть по истечении установленного шестимесячного срока, о чем свидетельствует штамп вход. за N 35 от 13 января 2020 г. мирового судьи о принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа в судебный участок N1 Ленинского района г.Астрахани (л.д.38, 54). Соответственно, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу подано с нарушением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени.
Доводы налогового органа о соблюдении названного срока со ссылкой на копию реестра переданных заявлений указанные обстоятельства не опровергает, поскольку на данной копии реестра дата приема заявления, фамилия лица дописана от руки, отсутствует подпись лица, принявшего заявление.
12 февраля 2021 г. судебный приказ отменен.
Срок на подачу административного искового заявления у налогового органа истекал 12 августа 2021г. Налоговым органом административное исковое заявление было направлено в Ленинский районный суд города Астрахани 6 августа 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Неверной представляется позиция налоговых органов со ссылкой то, что сам по себе факт вынесения мировым судьей судебного приказа о взыскании налога по заявлению инспекции свидетельствует о восстановлении заявителю пропущенного срока на обращение в суд и данный факт при рассмотрении административного иска повторной проверки не требует.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Что касается положения пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающего, что вынесение судебного приказа возможно по требованиям, носящим характер бесспорных, то следует учитывать, что о спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа (пункт 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". Предложенная в проекте названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации формулировка, согласно которой о спорности заявленных требований может свидетельствовать не только поступление от должника возражений относительно данных требований, но и пропуск предусмотренного законом срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, при принятии постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации не поддержана и в окончательной редакции отсутствует.
Таким образом, по требованию о взыскании задолженности по налогу налоговым органом пропущен срок обращения в суд за вынесением судебного приказа о взыскании задолженности.
В данном случае, действующее правовое регулирование обязывает налоговый орган при подаче административного иска о взыскании с физического лица недоимки по налогу соблюсти два срока, каждый из которых является пресекательным. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций. Меры по взысканию с должника недоимки приняты налоговым органом после истечения срока на обращение в суд с подобным требованием. Налоговая инспекция является юридическим лицом. Это территориальный орган федерального органа исполнительной власти, он имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе, по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным. Соответственно, каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших обращению с заявлением о вынесении судебного приказа в более ранние сроки, не установлено.
Доказательств уважительности пропуска срока в материалы дела не представлено.
Выводы районного суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановленного по делу судебного акта.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N1 по Астраханской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.