Дата вступления в законную силу - 11 ноября 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 11 ноября 2021 года в открытом судебном заседании
в помещении суда, при секретаре Макеевой Т.М, жалобу на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2021 года в отношении
общества с ограниченной ответственностью "Лён" (далее - ООО "Лён", Общество), ИНН 7816676460, ОГРН 1187847188902, юридический адрес: Санкт-Петербург, Лиговский пр, д. 138, лит. А, пом. 2-Н
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2021 года ООО "Лён" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности предприятия общественного питания "Шаверма Марка" на 30 (тридцать) суток по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 6, лит. А, пом. 9Н.
Защитник ООО "Лён" Панов В.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления районного суда.
В обосновании жалобы указал, что суд назначил чрезмерно строгое наказание, без учета, что ООО "Лён" является субъектом малого предпринимательства, привлечено к ответственности впервые, на момент вынесения постановления наиболее существенные нарушения санитарных требований были устранены.
При вынесении постановления судом не были учтены существенные обстоятельства дела, а именно то, что 23 августа 2021 года был составлен протокол о временном приостановлении деятельности, на срок до рассмотрения дела судом. Исчисление срока приостановления деятельности с момента временного запрета деятельности ООО "Лён" в резолютивной части постановления не указано, в связи с чем УФССП по Центральному району Санкт-Петербурга 01.10.2021 года опечатало помещение ООО "Лён".
Законный представитель ООО "Лён" извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО "Лён", в присутствии защитника Панова В.В.
В Санкт-Петербургском городском суде защитник ООО "Лён" - адвокат Панов В.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что срок административного приостановления деятельности с 23 августа 2021 года должен быть зачтен в срок административного наказания, постановление районного суда в этой части подлежит изменению.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участника процесса, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Административная ответственность по статье 6.6 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу статьи 17 Федерального закона N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно статье 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года N 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", сроком действия с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, которые распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению.
Пункт 2.5. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусматривает, что планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.
На предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается.
Согласно пункту 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения.
Зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590- 20).
Исходя из требований пункта 2.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 128 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам. Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80 °С.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ООО "Лён" нарушило санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения в специально оборудованном месте - предприятии общественного питания "Шаверма Марка", в том числе при приготовлении пищи и напитков, их реализации населению, а именно: по результатам проведения внеплановой выездной проверки 9 августа 2021 года в 14 часов 30 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 6, лит. А, пом. 9Н, установлено, что ООО "Лён", будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, и осуществляя деятельность в сфере общественного питания, допустило:
- отсутствие обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, с учетом наличия встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала;
- отсутствие локальной вытяжной системы вентиляции тепловыделяющего оборудования участка открытой кухни зала для посетителей - печи для шавермы, вертикального гриля, тепловыделяющего оборудования производственного помещения - фритюрницы "AIRHOT";
- отсутствие локальной вытяжной системы вентиляции влаговыделяющего оборудования производственного помещения - односекционной моечной ванны;
- отсутствие возможности определения автономности системы вентиляции предприятия общественного питания от системы вентиляции санитарных узлов и от системы вентиляции жилого дома, при отсутствии документального подтверждения автономности систем вентиляции;
Таким образом, ООО "Лён" допустило нарушение статей 11, 17 Федерального закона N 52- ФЗ, пункты 2.5, 2.12, 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения", пункт 128 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектами, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)", то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое наступает по статье 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Лён" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N... от 23.08.2021 года об административном правонарушении; протоколом от 23.08.2021 года о временном приостановлении деятельности; обращением гр. "... " Г.П. от 18.06.2021 года; протоколом опроса от 26.06.2021 года гр. "... " Г.П.; протоколом осмотра от 09.08.2021 года; решением о проведении внеплановой выездной проверки орт 02.08.2021 года; определением от 06.08.2021 года о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, при осуществлении государственного контроля (надзора); экспертным заключением от 12.08.2021 года; актом обследования от 09.08.2021 года; актом выездной внеплановой проверки от 13.08.2021 года; договором аренды N... /М-21 от 26.03.2021 года; мотивированным представлением от 28.07.2021 года.
В частности, вина ООО "Лён" в совершении инкриминируемого административного правонарушения также следует из показаний должностного лица Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу "... " В.В, допрошенной при рассмотрении дела в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга в качестве свидетеля, которая подтвердила описанные в протоколе об административном правонарушении события. Показания свидетеля признаются достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку сообщенные свидетелем сведения согласуются с иными собранными по делу материалами, свидетель предупреждена судьей об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, оснований сомневаться в сообщенных свидетелем сведениях у суда не имеется.
К выводу о виновности ООО "Лён" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по статье 6.6 КоАП РФ суд пришел на основании объективного исследования представленных доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО "Лён" в совершении вменяемого административного правонарушения, по делу не усматривается.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судом на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание ООО "Лён" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом смягчающего и отсутствием отягчающих вину обстоятельств, а также с учетом характера совершенного административного правонарушения и существа допущенных нарушений, посягающих на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в том числе защиту прав потребителей в пределах санкции статьи 6.6 КоАП РФ. Назначенный срок административного приостановления деятельности не является максимальным.
Доводы жалобы о назначении судом несоразмерно строго наказания, так как Обществом устранены наиболее существенные нарушения, ООО "Лён" отнесено к субъектам малого предпринимательства, впервые привлечено к административной ответственности, являются необоснованными, поскольку выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований ухудшают условия проживания и пребывания людей в жилом доме, помещениях иного назначения, влияют на факторы безвредности среды обитания, условия деятельности граждан и создают угрозу жизни и здоровью людей, а потому назначенное Обществу наказание в виде административного приостановления деятельности является обоснованным.
Данное наказание является не только установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, но и отвечает целям предупреждения совершения новых правонарушений. Менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности ООО "Лен", не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Ссылка стороны защиты на возможность применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, основана на неверном толковании положений законодательства и подлежит отклонению.
Последующее частичное устранение нарушений выявленных в ходе проверки положений Санитарных правил 2.1.3684-21, 2.3/2.4.3590-20 не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за указанные нарушения или изменения назначенного административного наказания, оно в силу ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено с учетом вышеуказанных обстоятельств и оснований к снижению назначенного судом наказания не усматриваю.
Вопреки доводам жалобы, отсутствуют основания для исчисления срока административного приостановления деятельности с момента составления протокола о временном приостановлении деятельности от 23 августа 2021 года по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В силу части 2 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Как следует из представленных материалов дела, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу составлен протокол о временном запрете деятельности 23 августа 2021 года /л.д. 8-11/. Однако, в соответствии с требованиями части 6 статьи 27.16 КоАП РФ, при временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров.
Из материалов дела следует, что такие действия должностным лицом при составлении протокола не производились. Доводы заявителя об опечатывании помещения должностным лицом, какими-либо материалами дела не подтверждаются, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку временный запрет деятельности в рамках производства по данному делу об административном правонарушении не осуществлялся, срок административного приостановления деятельности по настоящему делу об административном правонарушении подлежит исчислению с момента фактического приостановления деятельности в вышеуказанном помещении.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лён", оставить без изменения, жалобу защитника Панова В.В. - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.