Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2021 года гражданское дело N2-174/2021 по апелляционной жалобе Отделения Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ранее - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга) на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года по иску Максимова Ю. В. к Отделению Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ранее - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить пенсию с учетом периодов работы, Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н, выслушав объяснения истца Максимова Ю.В, представителя истца - Челюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Максимов Ю.В. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (до замены ответчика - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга), в котором, уточнив требования в порядке статьи 39 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным решение от "дата" N.., обязать включить в страховой стаж периоды работы: с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"); с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней) и с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс"; с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" учебы на очном отделении в Павлодарском государственном университете имени С. Торайгырова; с "дата" по "дата" учебы в профессионально техническом училище N... "адрес" ССР, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента принятия решения суда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ответчика от "дата" N... стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от "дата" N400-ФЗ определен - 08 лет 08 месяцев 14 дней, при требуемом стаже не менее 07 дел 06 месяцев.
Однако ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от "дата", в связи с отсутствием страхового стажа не менее 25 лет
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования Максимова Ю.В. удовлетворены частично.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Санкт-Петербурга возложена обязанность включить в подсчет страхового стажа Максимова Ю. В. "дата" года рождения периоды работы с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"); с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней) и с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения "дата".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Максимов Ю.В, "дата" года рождения, "дата" обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 47-50).
Решением ответчика от "дата" N... стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от "дата" N400-ФЗ определен - 08 лет 08 месяцев 14 дней, при требуемом стаже не менее 07 дел 06 месяцев.
Однако, истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от "дата", в связи с отсутствием страхового стажа не менее 25 лет (л.д. 7-12, 37-42).
В страховой стаж не учтены периоды работы: с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан), так как в Управление не поступили документы компетентного органа государства-участника Соглашения Казахской Республики, подтверждающие соответствующие периоды работы на территории данного государства; с "дата" по "дата" (05 лет 27 дней) в качестве учителя СШ N... "адрес"), так как в Управление не поступили документы компетентного органа государства-участника Соглашения Казахской Республики, подтверждающие соответствующие периоды работы на территории данного государства; с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"", так как в Управление не поступили документы компетентного органа государства-участника Соглашения Казахской Республики, подтверждающие соответствующие периоды работы на территории данного государства; с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней), с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс", так как в Управление не поступили документы компетентного органа государства-участника Соглашения Казахской Республики, подтверждающие соответствующие периоды работы на территории данного государства.
Вместе с тем, решением УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" был произведен перерасчет страхового стажа, был включен период работы истца с "дата" по "дата" (05 лет 27 дней) в качестве учителя СШ N... "адрес").
Также не были учтены периоды работы с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес""; с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней), с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс" (л.д. 31-36).
Согласно справке Управления образования "адрес" коммунальное государственное казенное предприятие "Экибастузский горно-технический колледж имени К.Пшенбаева" N... от "дата" Максимов Ю.В. "дата" года рождения обучался в "Экибастузском городском профессионально-техническом училище N... " с "дата" по "дата" в группе N... по профессии "Помощник машиниста дизель-электровоза". Присвоена квалификация помощник машиниста дизель-электровоза 3 разряда. (л.д. 123, 129).
Справкой и.о. проректора по академической работе Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова от "дата" и ответом на запрос ректора Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова от "дата" направленного УПФР подтверждается, что Максимов Ю.В. "дата" года рождения обучался в Павлодарском педагогическом институте по специальности "Физическое воспитание" очной формы обучения. Приказом по Павлодарскому педагогическому институту N... от "дата" Максимов Ю.В, зачислен с "дата" в число студентов первого курса на факультет физвоспитание. Приказом по Павлодарскому педагогическому институту N... от "дата" Максимову Ю.В, предоставлен с "дата" академический отпуск до "дата" в связи с болезнью. Приказом по Павлодарскому педагогическому институт N... от "дата" Максимова Ю.В. считать с "дата" вернувшимся из академического отпуска. Приказом по Павлодарскому педагогическому институту N... от "дата" Максимова Ю.В. отчислили с "дата" из числа студентов в связи с окончанием (л.д. 18-19, 61-64).
Справкой ГУ Средняя общеобразовательная школа N... "адрес" от "дата" N... подтверждено, что Максимов Ю.В. "дата" года рождения на основании приказа N... от "дата" по индустриальному районо был принят на работу в качестве учителя физкультуры с "дата" в среднюю школу N... "адрес". На основании приказа по СШ N... "адрес" N... параграф 8 от "дата", по индустриальному районо был переведен в СШ N... с "дата" (л.д. 16, 67, 131).
Из представленной в материалы дела справки N... от "дата" ГУ Средней общеобразовательной школы-гимназии N... "адрес" следует, что на основании приказа по Индустриальному райОНО от "дата" N... п. 8 Максимов Ю.В. - учитель НВП СОШ N... переведен в СШ N... в той же должности с "дата" (л.д. 17, 70).
Согласно справке ТОО "МЕДКОМПЛЕКС" Максимов Ю.В. "дата" года рождения, работал в ТОО "МЕДКОМПЛЕКС" в качестве заместителя директора по хозяйственной части в период с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" (л.д. 15, 73).
Представленной в материалы дела оригиналом справки Коммунального государственного казенного предприятия "Специализированная детско-юношеская школ олимпийского резерва N... " управления по развитию туризма и спорта "адрес", акимата "адрес" N... от "дата" подтверждается, что Максимов Ю.В. "дата" года рождения действительно работал заместителем директора по АХЧ с "дата" по "дата" в коммунальном государственном казенном предприятии "детско-юношеская спортивная школа" (л.д. 128).
В соответствии со справкой ГУП "Петербургский метрополитен" от "дата" N... Максимов Ю.В. работает в ГУП "Петербургский метрополитен" в подразделении Электродепо "Южное" с "дата" по настоящее время (л.д. 14), что также подтверждается копией трудовой книжки истца ТК-II N... (л.д. 22-24, 141-143).
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя частично заявленные исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения и на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о том, что подлежат включению в страховой стаж периоды работы: с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"); с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней) и с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс", в связи с чем страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от "дата" "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от "дата" "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, работавших на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета М. С. N 10 от "дата" "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от "дата");
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета М. С. N 1173 от "дата" "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до "дата" (далее - Список N 2 от "дата").
Правом на досрочную трудовую пенсию по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета М. С. от "дата" N 10, раздел XXVIII, п. 2, код 2300200а-19167 пользуются тоннельные рабочие.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от "дата".
Согласно статье 1 Соглашения, участниками которого в том числе являются Российская Федерация и "адрес", пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от "дата" N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего С.", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от "дата", учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С..
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от "дата", приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от "дата" N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Положениями статьи 11 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с "дата" и действовал до "дата" - даты вступления в силу Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от "дата" "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с "дата", за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до "дата", единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до "дата", единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до "дата" - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до "дата" и с "дата" - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по "дата" - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от "дата" N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Приказом М. труда и социальной защиты Российской Федерации от "дата" N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом М. труда России от "дата" N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Правила N 884н).
Согласно п. 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Так, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в "адрес") и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от "дата", и имевших место за пределами Российской Федерации до "дата" (даты вступления в силу Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с "дата" стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от "дата", за пределами Российской Федерации после "дата" (даты вступления в силу Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от "дата" должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от "дата", также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от "дата". Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Суд исходил из того, что в подтверждение периода общего страхового стажа истцом представлены справки о его занятости, в которых полностью отражена трудовая деятельность истца за спорные периоды, ответчиком не включены в страховой стаж периоды работы до "дата", следовательно, предоставления доказательств уплаты страховых взносов на территории другого государства не требовалось.
Судом правомерно учтено, что обращение за установлением досрочно страховой пенсии по старости является добровольным со стороны лица, который соответствует критериям субъекта такого права, а именно: возрастному - не менее 55 лет на момент обращения, стажевому: наличие не менее 07 лет 06 месяцев стажа в условиях вредного производства и наличие не менее 25 лет страхового стажа.
Обращение в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии истцом осуществлено в возрасте 57 лет, стаж в условиях вредного производства составляет 08 лет 08 месяцев 14 дней, страховой стаж истца составляет 25 лет 05 месяцев 05 дней (страховой стаж, установленный оспариваемым решением - 10 лет 01 месяц 24 дня + страховой стаж по включенному пенсионным органом периоду работы истца с "дата" по "дата" (05 лет 27 дней) в качестве учителя СШ N... "адрес") + страховой стаж по включенным судом периодам с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"); с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней) и с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс").
Установив, что в результате суммирования вышеуказанных периодов работы истца и периодов, которые включены ответчиком, страховой стаж работы и специальный стаж будут достаточными для назначения истцу досрочной страховой пенсии, судом первой инстанции обоснованно признано незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" N 1055392 во изменение решения "дата" N 1055392, а также возложена обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга по включению периодов работы с "дата" по "дата" (01 год 10 месяцев 16 дней) в качестве учителя физкультуры в средней школе N... "адрес" (Республики Казахстан); с "дата" по "дата" (01 год 26 дней) в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной части в Детско-юношеской спортивной школе N... "адрес"); с "дата" по "дата" (04 года 02 месяца 15 дней) и с "дата" по "дата" (03 года 17 дней) в качестве заместителя директора по хозяйственной части в ТОО "Медкомплекс" в страховой стаж.
Принимая во внимание положения статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", пояснения представителя истца, суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с момента его обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии - с "дата".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 21 Закона N 400-ФЗ Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в компетентные органы были направлены запросы, на которые ответы не получены, в связи с чем проверка стажа ответчиком не проведена и спорные периоды в специальный стаж не включены, не являются основанием к отмене решения суда ввиду следующего.
В силу части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Вместе с тем, при документальном подтверждении занятости истца на работах, предусмотренных соответствующим Списком, и при установлении совокупности условий для назначения досрочной пенсии, у суда не имелось оснований к отказу в удовлетворении указанных исковых требований, независимо от того, что запрошенные ответчиком документы не поступили в распоряжение органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.