Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Игумновой Е.Ю.
Судей
Бучневой О.И, Сопраньковой Т.Г..
При секретаре
Киселевой Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТК Русский Транзит" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года по гражданскому делу N 2-20/2021 по иску Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к ООО "ТК Русский Транзит", Волнянкину В. М. о возмещении ущерба, Заслушав доклад судьи Игумновой Е.Ю, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "ТК Русский Транзит" - Бородулина С.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения обратилось в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "ТК Русский Транзит", Волнянкину В.М, в котором просило о взыскании в солидарном порядке ущерба в размере 345 626 рублей, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акту N 298 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 08.04.2019.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично, с ООО "ТК Русский Транзит" в пользу бюджета Республики Башкортостан в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, взысканы денежные средства в размере 345 626 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением взыскана с ООО "ТК Русский Транзит" в доход государства государственная пошлина в размере 6656 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель ответчика ООО "ТК Русский Транзит" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Стороны на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом, ответчик ООО "ТК Русский транзит" обеспечило явку представителя, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу, ответственность на причинителя вреда может быть возложена при наличии доказательств наличия ущерба, противоправности его действий (бездействия) и причинной связи между возникшим ущербом и действиями причинителя, при этом, обязанность по доказыванию своей невиновности в причинении ущерба, лежит на лице, его причинившем.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 31.1, в соответствии с которой движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, размер и порядок взимания которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения владелец транспортного средства, осуществляющий перевозки тяжеловесных грузов, обязан возместить вред, причиняемый таким транспортным средством автомобильным дорогам (ч. 2 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 12, ч. 13 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения" определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения в соответствии с показателями, указанными в приложении к настоящему постановлению (л.д. 43).
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что автомобильная дорога "Уфа-Инзер-Белозерск" постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (л.д. 39-40 т.1).
В силу подпункта "а" пункта 1.1 Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 (л.д. 13-15 т. 1) ГКУ РБ Центр организации дорожного движения осуществляет функции по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125.
Согласно пункту 2.1 указанного соглашения о разделении полномочий ГКУ РБ Центр организации дорожного движения осуществляет также взимание платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан.
08.04.2019 при осуществлении весового контроля на 67 км автомобильной дороги общего пользования Республики Башкортостан "Уфа - Инзер - Белорецк", на СПВК N 1 с. Архангельское сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач марки "... ", государственный регистрационный номер N.., полуприцепа марки "... ", государственный регистрационный номер N.., под управлением водителя Соболева Ю.Н.
По факту взвешивания установлено превышение транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 298 от 08.04.2019 (л.д. 36 т.1).
Взвешивание проводилось на технически исправных автомобильных электронных весах ВА-40Д, заводской номер 103, что подтверждается паспортом на весовое оборудование с отметкой о прохождении поверки (л.д. 27-35 т. 1).
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 298 от 08.04.2019, а также представленному истцом расчету (л.д. 38 т. 1) размер причиненного ущерба автомобильным дорогам составил 345 626 рублей.
Представленный истцом расчет размера вреда, причиненного провозом тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, стороной ответчиков не оспорен, доказательств неверного определения или завышения суммы ущерба, как и альтернативного расчета не представлено.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 82 на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 по 30 апреля 2019 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению (л.д. 103 т. 1).
В подтверждение соблюдения порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования в указанный период истцом представлены: акт о монтаже временных дорожных знаков от 31.03.2019; акт о демонтаже временных дорожных знаков от 30.04.2019, акт на установку временных дорожных знаков от 01.04.2019; акт на монтаж временных дорожных знаков, в связи с чем доводы стороны ответчиков об отсутствии на пути следования транспортного средства дорожных знаков запрещающих движение тяжеловесного транспортного, суд нашел несостоятельными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, а также учитывая, что транспортное средство марки "... ", государственный регистрационный номер N... на момент взвешивания принадлежало ООО "ТК Русский Транзит", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации ТС (л.д. 37 т.1), а полуприцеп марки "... ", государственный регистрационный номер N... по договору аренды транспортного средства от 03.10.2016 собственником Волнянкиным В.М. передан в аренду ООО "ТК Русский Транзит" на срок до 02.10.2019 (л.д. 77-79), при этом ответчик ООО "ТК Русский Транзит" как владелец транспортных средств обязанность по внесению платы за провоз тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам общего пользования не исполнил, доказательства возмещения причиненного ущерба не представил, пришел к выводу, что с ответчика ООО "ТК Русский Транзит" надлежит взыскать ущерб, причиненный автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в размере 345 626 рублей.
Вопрос о распределении судебных расходов судом первой инстанции разрешен верно, в соответствии с требованиями статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет ущерба истцом необоснованно произведен в соответствии с приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 года N 125 вместо приказа Минтранса России от 29 марта 2018 года N 119, не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку акт взвешивания стороной ответчика не оспорен, недействительным не признан.
Доводы жалобы о наступлении обстоятельств, влекущих возникновение ответственности страховщика, не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства дела не относятся к страховому случаю по смыслу положений Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь положениями статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено
28 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.