Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Аносовой Е.А.
судей
при секретаре
Козловой Н.И, Селезневой Е.Н.
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N... по апелляционной жалобе Ковалевой Г. П. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Государственного учреждения Управления П. фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга к Ковалевой Г. П. о взыскании необоснованно полученных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А, объяснения представителя истца - Колязинова В.А. (действует на основании доверенности от 22.07.2021г. сроком по 31.12.2021г, диплом N...), полагавшего решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, ответчика Ковалевой Г.П, подержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Ковалевой Г.П. неосновательно полученные денежные средства П. фонда за период с "дата" по "дата" в размере 50 527 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что ответчик является получателем страховой пенсии.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность в период когда они подлежат обязательному П. страхованию, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном без учета индексации (увеличения) размера страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч.1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Истцом установлен факт осуществления ответчиком с 24.05 1994 года деятельности адвоката, однако сведения об этом не были своевременно представлены в пенсионные органы, вследствие чего назначенная Ковалевой Г.П. пенсия индексировалась, и за период с "дата" по "дата" ей была излишне выплачена страховая пенсия в размере 50 527 рублей.
Указанная сумма является неосновательным обогащением, которое ответчик добровольно, по направленному ей истцом в ноябре 2019 года письменному требованию не возместила.
Решением Калининского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" исковые требования ГУ УПФР в "адрес" Санкт - Петербурга удовлетворены, с Ковалевой Г.П. в пользу ГУ УПФР в "адрес" Санкт - Петербурга взысканы денежные средства в размере 50 527 рублей; с Ковалевой Г.П. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 1 715 рублей, 81 копейка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ковалевой Г.П. без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от "дата" апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от "дата" отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Санкт-Петербургский городской суд; в кассационном определении указано на необходимость установить то обстоятельство, действительно ли пенсионные органы не располагали сведениями о трудовой деятельности Ковалевой Г.П, а также установить, чем это обусловлено, и связано ли это с недобросовестным поведением ответчика.
В апелляционной жалобе ответчик Ковалева Г.П. просила отменить решение Калининского районного суда Санкт - Петербурга от "дата", как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Ковалева Г.П. в своих доводах ссылалась на то, что согласно записи в трудовой книжке "дата" она была принята в члены Объединенной коллегии адвокатов Ленинграда, где проработала до "дата", и так как в 1995 году ответчику назначалась пенсия по старости истцу данное обстоятельство было доподлинно известно. "дата" Ковалева Г.П. получила удостоверение адвоката и стала работать в Санкт - Петербургской Объединенной коллегии адвокатов, где работает по настоящее время.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда произведена замена ответчика на О. П. Фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... от "дата" "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ковалева Г.П. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от "дата".
На основании частей 1 - 8 статьи 26.1 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному П. страхованию в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном П. страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному П. страхованию в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном П. страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному П. страхованию в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном П. страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному П. страхованию в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном П. страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим П. обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим П. обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от "дата" N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного П. страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от "дата" ГУ УПФР в "адрес" Санкт - Петербурга выявил факт излишней выплаты страховой пенсии по старости Ковалевой Г.П. за период с "дата" по "дата" в размере 50 527 рублей, в связи с неправомерно произведенной индексацией страховой пенсии (л.д.13). Расчет излишне выплаченных сумм представлен в материалы дела (л.д.14).
Так из сведений предоставляемых налоговыми органами в соответствии со ст.11.1 Федерального закона от "дата" N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного П. страхования" истцом был установлен факт осуществления Ковалевой Г.П. трудовой (иной) деятельности в качестве адвоката с "дата". Поскольку сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета об осуществлении Ковалевой Г.П. работы и (или) иной деятельности, в период который она подлежала обязательному П. страхованию были представлены несвоевременно, истцом были излишне уплачены суммы страховой пенсии за период с "дата" по "дата" в размере 50 527 рублей.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "о страховых пенсиях", в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают П. фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 26.1, части 2 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от "дата", статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о том, что ответчик Ковалева Г.П, являясь действующим адвокатом не представила истцу своевременно сведения об осуществлении деятельности адвоката, ввиду чего необоснованно получила страховую пенсию по старости с учетом произведенной индексации, то есть в большем размере.
Судебная коллегия считает, что данные выводы сделаны с существенным нарушением требований закона.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм судом первой инстанции применены неправильно.
Выплаченная Ковалевой Г.П. часть страховой пенсии в размере 50 527 рублей относится к выплатам, которые не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату, поскольку предназначены для удовлетворения необходимых потребностей гражданина. Доказательств достоверно свидетельствующих о недобросовестности Ковалевой Г.П. получившей данные выплаты истцом представлено не было.
Напротив, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Ковалевой Г.П. о том, что при назначении пенсии по старости в 1995 году Ковалевой Г.П. в Пенсионный фонд была представлена трудовая книжка, из копии которой, имеющейся в материалах дела следует, что Ковалева Г.П. "дата" принята в члены Объединенной коллегии адвокатов Ленинграда, откуда отчислена по собственному желанию "дата" (л.д.80). Таким образом, сведениями о деятельности Ковалевой Г.П. в качестве адвоката истцу было известно, в том числе на момент назначения Ковалевой Г.П. пенсии по старости.
Судебной коллегией в судебном заседании суда апелляционной инстанции обозревалось П. дело в отношении Ковалевой Г.П, из содержания которого, иного установлено не было.
Представитель О. П. фонда РФ по Санкт - Петербургу и "адрес" в судебном заседании суда апелляционной инстанции каких - либо дополнительных пояснений относительно заявленной к взысканию сумм дать не смогла, в том числе относительно того обстоятельства, что истец изначально располагал сведения о том, что Ковалева Г.П. является работающим пенсионером. Каких - либо дополнительных доказательств, подтверждающих предоставление Ковалевой Г.П. недостоверных сведений П. органу, недобросовестность ее действий судебной коллегии представлено не было.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что согласно положений ч. 10 ст. 26.1 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от "дата" N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного П. страхования", решение органа, осуществляющего П. обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Данные нормы материального права, подлежащие применению, судом первой инстанции при разрешении спора необоснованно применены не были.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска не основанным на законе, ввиду чего решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" отменить.
В удовлетворении исковых требований О. П. фонда РФ по Санкт - Петербургу и "адрес" к Ковалевой Г. П. о взыскании необоснованно полученных денежных средств - отказать.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.