Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Аносовой Е.А, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2021 года апелляционную жалобу Брилевской Н. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-4021/2021 по иску Брилевской Н. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга об исчислении периодов работы в льготном исчислении, обязании назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика - Тимофеевой Е.В, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Брилевская Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга (УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга, Управление), указав, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ. Однако решением пенсионного органа от 30.11.2018 г. N... в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев. Истец полагает, что ответчик незаконно не рассчитал ее стаж работы в РКС до 01.01.2002 г. в полуторном исчислении.
В связи с чем, просит обязать УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга засчитать периоды работы в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 г. в полуторном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 01.08.2018 года.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05.04.2021 г. в удовлетворении исковых требований Бриевской Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Брилевская Н.А, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, решение суда полагает незаконным и необоснованным. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, а также ст.28 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1, действовавшего в период осуществления истцом трудовой деятельности в РКС, указывает, что с учетом льготного исчисления, установленного Законом от 19.02.1993 г. N 4520-1, стаж ее работы в РКС составляет 9 лет 9 месяцев 18 дней, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Тимофеева Е.В, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении жалобы истца отказать.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Брилевская Н.А. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие, об отложении судебного заседания, не направляла. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2021 г, зафиксированным в протоколе судебного заседания, по ходатайству представителя ответчика, в соответствии со ст.44 ГПК РФ, произведена замена ответчика с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга на Отделение Пенсионного фонда РФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Отделение, ОПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), в связи с реорганизацией пенсионного органа.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Брилевская Н.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного фонда РФ в качестве застрахованного лица 23.03.1998 г.
01.08.2018 г. Брилевская Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Решением УПФР в Приморском районе от 30.11.2018 г. N... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера (л.д. 11-13).
По подсчетам ответчика, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 6 лет 6 месяцев 12 дней. При этом из подсчета специального стажа истца исключены только периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы, что не оспаривается истцом. Включенные ответчиком периоды работы истца в районах Крайнего Севера зачтены пенсионным органом в календарном исчислении, а не в льготном - в полуторном, как о том просит истец.
Разрешая спор по существу, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. Поскольку трудовой (страховой) стаж может быть исчислен с учетом льготного порядка исчисления стажа, а именно стаж работы в районах Крайнего Севера может быть исчислен в полуторном размере до 01.01.2002 г. только при расчете размера пенсии, тогда как при расчете стажа для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ специальный стаж рассчитывается в календарном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", Федеральным законом от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее - Правила N 1015).
Кроме того, при подсчете страхового стажа применяются положения "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (далее - Правила N 516).
В силу ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Письмом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 04.06.2004 г. N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П", разъяснено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона от 17.12.2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.27, 28 Закона от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно ст.29 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (в редакции, действующей до 01.01.2002 г.) и Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Положениями абз.6 ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.
Указанными статьями регулировалось назначение пенсий на общих основаниях (ст.10), на льготных основаниях (ст.11), в связи с особыми условиями труда (ст.12), по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания (ст.29).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Стаж в полуторном исчислении может быть учтен при подсчете трудового стажа для назначения пенсии только на общих основаниях, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда.
Доводы истца, по существу сводятся к тому, что при определении ее права на трудовую пенсию по старости факт ее работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.
Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона. Поскольку норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
Статьей 14 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно ч.1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответствующее положение содержалось в ч.1 ст.25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время аналогичное положение предусмотрено п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, из вышеуказанных положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.
Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Поскольку иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностям законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для исчисления спорных периодов в полуторном размере не имеется.
Доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании закона, опровергаются приведенными выше обстоятельствами, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы ответчика не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Брилевской Н. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.