Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
при секретаре
Барминой Е.А.
Сальниковой В.Ю.
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-234/2021 по апелляционной жалобе Кокоревой О. П. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга по иску Кокоревой О. П. к Управлению Пенсионного Фонда России по Московскому району Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании включить в специальный стаж период работы и назначить досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н, объяснения представителя истца Незбайло А.Т. (доверенность от "дата" сроком на 1 год, диплом N...), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Кокорева О.П. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга), в котором, с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), просила суд признать незаконным Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Московскому району Санкт-Петербурга N... от "дата" об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в стаж работы истца в Районах Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с "дата" по "дата" год; с "дата" по "дата"; с "дата" по "дата"; с "дата" по "дата"; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ "О страховых пенсиях" с "дата".
В обоснование исковых требований истец указал, что "дата" обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, приложив соответствующие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и в связи с отсутствием специального стажа, установленного для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Посчитав отказ Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Санкт-Петербурга в назначении пенсии в связи с невключением вышеуказанных спорных периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии незаконным, полагая, что в подсчет специального стажа подлежат включению периоды работы истца с "дата" по "дата" по списку N.., как период работы на должностях с вредными и тяжелыми условиями труда, кроме того, в районах Крайнего Севера, где общий стаж работы истца составляет 10 лет 10 месяцев 5 дней, следовательно, в льготном исчислении стаж составит 16 лет 03 месяца 07 дней, что превышает предусмотренный законом пятнадцатилетний стаж и свидетельствует о праве на досрочную пенсию с даты обращения за её назначением, истец обратился за защитой своих пенсионных прав с настоящим иском в суд.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" с учетом дополнительного решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" требования Кокоревой О.П. удовлетворены частично: ответчик обязан включить в подсчет специального стажа работы Кокоревой О.П. период с "дата" по "дата" - донорские дни и период с "дата" по "дата" - нахождение на курсах повышения квалификации. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене, ссылаясь на то, что при подсчете ее страховой пенсии наиболее выгодным является применение предыдущего законодательства.
Стороной ответчика решение суда не обжалуется.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 113 ГПК РФ, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и "адрес" просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" произведена замена стороны ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" (ОПФР по Санкт-Петербургу и "адрес") в связи с реорганизацией.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... от "дата" "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции решением ответчика от "дата" N... Кокоревой О.П. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет; а также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа не менее 30 лет.
Из оспариваемого истцом решения следует, что стаж работы Кокоревой О.П, "дата" года рождения, составил 28 лет 02 месяца 16 дней, из которого: стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 10 лет 08 месяцев 29 дней, в которой включены периоды: с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в должности медсестры Мурманской городской больницы скорой медицинской помощи; в стаж работы в районах Крайнего Севера не включены периоды: с "дата" по "дата" - донорские дни; с "дата" по "дата" - курсы повышения квалификации, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов.
Специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, с учетом норм и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и согласно Списку N... и Правил N... по состоянию на "дата" составил 18 лет 07 месяцев 02 дня, при этом в подсчет специального стажа не включены периоды:
с "дата" по "дата" - донорские дни;
с "дата" по "дата" - курсы повышения квалификации, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов;
с "дата" по "дата" - период ухода за ребенком, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данного периода; ст. 167 Закона РФ от "дата" N... "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" предусмотрено, что, начиная с "дата", отпуска по уходу за детьми не включаются в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях";
с "дата" по "дата" период работы в должности медсестры ООО "Медик", так как сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден специальный страховой стаж истца в указанный период, и данное учреждение не предусмотрено Списком N.., работа в структурном подразделении п. 6 правил N... не подтверждена;
с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" - периоды отпусков без сохранения заработной платы, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов.
Специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и согласно Списку N... по состоянию на "дата" составил 20 лет 10 месяцев 22 дня, при этом в подсчет специального не включены периоды:
с "дата" по "дата" - донорские дни;
с "дата" по "дата" - курсы повышения квалификации, так как Разъяснением N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов;
с "дата" по "дата" - период ухода за ребенком, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данного периода; ст. 167 Закона РФ от "дата" N... "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" предусмотрено, что, начиная с "дата", отпуска по уходу за детьми не включаются в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях";
с "дата" по "дата" период работы в должности медсестры ООО "Медик", так как сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден специальный страховой стаж истца в указанный период, и данное учреждение не предусмотрено Списком N.., работа в структурном подразделении п. 6 правил N... не подтверждена;
с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" - периоды отпусков без сохранения заработной платы, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов.
Специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и согласно Постановлению Конституционного суда от "дата" N... -П по состоянию на "дата" составил 22 года 02 месяца 22 дня, при этом в подсчет специального не включены периоды:
с "дата" по "дата" - донорские дни;
с "дата" по "дата" - курсы повышения квалификации, так как Разъяснением N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов;
с "дата" по "дата" - период ухода за ребенком, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данного периода; ст. 167 Закона РФ от "дата" N... "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" предусмотрено, что, начиная с "дата" отпуска по уходу за детьми не включаются в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях";
с "дата" по "дата" период работы в должности медсестры ООО "Медик", так как сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден специальный страховой стаж истца в указанный период, и данное учреждение не предусмотрено Списком N.., работа в структурном подразделении п. 6 правил N... не подтверждена;
с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" - периоды отпусков без сохранения заработной платы, так как Правилами N... не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов.
Таким образом, в связи с тем, что наличие стажа работы в районах Крайнего Севера в 10 лет 08 месяцев 29 дней дает право Кокоревой О.П. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением Федерального закона от "дата" N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" только в 53 года 02 месяца, а Кокорева О.П. обратилась с соответствующим заявлением в 51 год 05 месяцев 11 дней и на момент обращения необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 14 лет в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и специальный стаж не менее 30 лет в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца отсутствовал, в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано.
Согласно позиции истца периоды работы с "дата" по "дата" в должности медсестры Мурманской городской больницы скорой медицинской помощи подлежат зачету в льготный стаж именно на основании Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета М. С. от "дата" N 1173.
Согласно сведениям, имеющимся в трудовой книжке истца серии АТ-V N... в спорный период, а именно "дата" Кокорева О.П. была временно принята на работу в Мурманскую городскую больницу скорой медицинской помощи на должность медсестры палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии и реанимации;
"дата" Кокорева О.П. была переведена на постоянную должность медсестры 2 хирургического отделения;
"дата" в связи с реорганизацией 2 хирургического отделения работала медсестрой отделения гнойной хирургии.
"дата" переведена на должность медсестры 2 терапевтического отделения.
"дата" Кокорева О.П. была уволена по собственному желанию из Мурманской городской больницы скорой медицинской помощи на основании ст. 31 КЗоТ РФ.
При этом, согласно справке N... 03-22/271 от "дата" Мурманской городской больницы скорой медицинской помощи периоды работы истца с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как год за год и шесть месяцев ввиду осуществления работ на должностях с особыми условиями труда в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"; период работы с "дата" по "дата" засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как год за год в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
На основании изложенного, стаж работы истца в периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" был зачтен ответчиком как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как год за год и шесть месяцев в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в связи с чем не подлежит зачету в льготный стаж на основании Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета М. С. от "дата" N 1173.
Также суд учел, что право суммирования периодов работ в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" с работами в районах Крайнего Севера возможно, если периоды работы не учитывались при подсчете стажа работ в районах Крайнего Севера.
Кроме того, суд отметил, что "дата" Кокорева О.П. была переведена на должность медсестры 2 терапевтического отделения и тем самым не занимала должность среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, следовательно, вопреки доводам истца, стаж работы в период с "дата" по "дата" учету в льготном исчислении в соответствии Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не подлежит, однако был учтен ответчиком при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении в соответствии с ч.6 п.1 ст. 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, на основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от "дата" N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Законом РФ от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Постановлением Правительства РФ от "дата" N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Совмина РСФСР от "дата" N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", учитывая, что в связи с отсутствием у истца требуемого специального стажа не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, который по трём вариантам расчёта с учётом дополнительно представленных документов "дата" составил только 24 года 02 месяца 23 дня, а общий страховой стаж составляет 28 лет 02 месяца 16 дней, суд пришел к выводу, что истцу правомерно было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом наличие у истца стажа работы в районах Крайнего Севера в размере 10 лет 08 месяцев 29 дней даёт ему право на назначение пенсии на условиях, предусмотренных для граждан, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, то есть с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, то есть в 51 год 8 месяцев.
Однако, п. 3 ст. 10 Федерального закона от "дата" N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с "дата" по "дата" достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до "дата", либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 к указанному федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право Кокоревой О.П. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникнет не ранее достижения ею возраста 53 года 02 месяца, а поскольку на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец указанного возраста не достиг, оснований для назначения пенсии у ответчика не имелось, в связи с чем не могут быть удовлетворены исковые требования Кокоревой О.П. об обязании назначить досрочную пенсию по старости с момента ее обращения - "дата", а также о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, которое, в силу вышеизложенного соответствует действующем законодательству.
Вместе с тем, руководствуясь статьями 196, 198 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР "дата"), Рекомендациями N... Международной организации труда "Об оплачиваемых учебных отпусках" (Принята в "адрес" "дата" на 59-ой сессии Генеральной конференции МОТ), учитывая, что в настоящее время Правила N... не содержат каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указанные периоды являются периодами работы, в которые сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, истец в силу специфики трудовой деятельности был обязан периодически проходить обучение, повышать квалификацию в соответствии с предъявляемыми к ее специальности требованиям, суд удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж работы истца период нахождения истца на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата".
Кроме того, суд удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж периода с "дата" по "дата" (донорских дней), придя к выводу о том, что данный период подлежит включению на основании системного толкования положений законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, а также в настоящее время.
Проверяя законность принятого решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда на основании следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с "дата"
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ).
Также, в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон С. от "дата" "О государственных пенсиях", Закон С. от "дата" "О пенсионном обеспечении граждан в С.", Закон Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до "дата") финансирование выплаты пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 91, 94 Закона Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляются в полуторном размере, периоды военной службы по призыву - в двойном размере, в трудовой стаж включаются периоды учебы.
Стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является стажем на соответствующих видах работы, порядок подсчета которого регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 516.
Пунктами 4 и 5 указанных Правил закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, учитывая, что у истца отсутствует требуемый специальный стажа в размере не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о правомерности отказа ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не верно произведен расчет ее стажа, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права, в связи со следующим.
Действительно, положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Вместе с тем, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от "дата" N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" ("дата") истец не выработала полностью необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет, то исчисление выработанного ею льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.
Иных доводов выражающих несогласие с решением суда апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательном виде
изготовлено 01.10.2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.