Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Игумновой Е.Ю.
Судей
Игнатьевой О.С, Петровой А.В.
При секретаре
Девиной А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Костенко В. А. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-594/2021 по иску Костенко В. А, Глебова В. И, Крисько С. А, Иванова Р. М. к СПб ГУП "Петербургский метрополитен" о признании незаконным действий должностных лиц и взыскании компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Игумновой Е.Ю, выслушав объяснения представителя ответчика, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Костенко В.А, Глебов В.И, Крисько С.А, Иванов Р.М. обратились в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПб ГУП "Петербургский метрополитен", в котором просили о признании незаконным действий должностных лиц и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что они являются владельцами зарегистрированного на них в установленном порядке гражданского оружия, 09.11.2020 в 11.49 на ст. м. Чернышевская им было отказано в проходе в вестибюль (зону транспортной безопасности) СПб ГУП "Петербургский метрополитен" сотрудником службы безопасности в связи с тем, что при них находилось указанное гражданское оружие, полагают действия по недопуску, неоформлению актов досмотра незаконными, просят признать действия незаконными, взыскать моральный вред в пользу каждого из истцов в размере 150000 руб.
По мнению истцов, запрет на транспортирование гражданского оружия в СПб ГУП "Петербургский метрополитен" основан на неправильном толковании норм права; истцы имеют право на транспортирование оружия в порядке п. 77 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"; законодатель установилзапрет на пронос в зону транспортной безопасности оружия и частей к нему лицам, которые не имеют законных оснований на владение, ношение и транспортирование оружия; п. 38 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 указано, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и ТС с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными СТИ, перевозчиками; на момент отказа в проходе, п. 9.14 приказа Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 N 233 "Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном" не содержал запрета на провоз оружия; федеральное законодательство не содержит прямого запрета на транспортирование оружия; Типовые правила пользования метрополитеном, утвержденные приказом Минтранса России от 26.10.2018 N 386, не регулируют напрямую отношения, связанные с установлением запрета на ношение оружия для физических лиц; данные Типовые правила пользования метрополитеном устанавливают рекомендации по разработке правил пользования метрополитеном в регионе, то есть они носят нормативный характер для государственного органа и должностных лиц, в чьи обязанности входит разработка нормативно-правовых актов, регулирующих правила пользования метрополитеном,
но не для физических лиц - пассажиров.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Костенко В.А, Глебова В.И, Крисько С.А, Иванова Р.М. отказано
Не согласившись с принятым судебным актом, истец Костенко В.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истцы о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2017 N442-ФЗ) метрополитен является одним из видов внеуличного транспорта.
Правила пользования внеуличным транспортом утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида внеуличного транспорта отдельно и могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ правила пользования внеуличным транспортом разрабатываются в соответствии с типовыми правилами пользования внеуличным транспортом соответствующего вида, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 26.10.2018 N 386 утверждены Типовые правила пользования метрополитеном (далее - Типовые правила пользования метрополитеном).
Согласно п. 2 Типовых правил пользования метрополитеном под Правилами для целей указанного нормативного правового акта понимаются правила пользования метрополитеном, утвержденные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила пользования Петербургским метрополитеном утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 776.
Таким образом, в силу требований п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ к правоотношениям сторон в спорный период подлежат применению Типовые правила пользования метрополитеном.
Подпунктом 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном установлено, что пассажирам запрещается провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны.
Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Для возложения ответственности по основаниям статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие полного состава гражданско-правового нарушения, а именно, наступление вреда, противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
Факт причинения нравственных переживаний не презюмируется, не может быть признан очевидным с учетом сферы регулирования правоотношений сторон и подлежит доказыванию.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истцы являются владельцами зарегистрированного на них в установленном порядке гражданского оружия, 09.11.2020 в 11.49 на ст. м. Чернышевская им было отказано в проходе в вестибюль (зону транспортной безопасности) СПб ГУП "Петербургский метрополитен" сотрудником службы безопасности в связи с тем, что при них находилось указанное гражданское оружие, акты досмотра сотрудниками ответчика оформлены не были.
Сторонами указанные обстоятельства не оспариваются.
Доводы истцов о праве на транспортирование оружия в Петербургском метрополитене со ссылками на Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) и Правила N 814 не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим основаниям.
Правила N 814 устанавливают общие положения о транспортировании гражданами оружия и патронов к нему и не содержат норм, определяющих особенности и порядок перевозки оружия и боеприпасов к нему по видам общественного транспорта.
В соответствии с п.п. 1, 12, 18 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ внеуличный транспорт - технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров, при этом под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом; ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой во внеуличном транспорте и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.
Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2017 N 442-ФЗ установлена возможность перевозки пассажира и провоза ручной клади. Транспортирование оружия в метрополитене Федеральным законом от 29.12.2017 N 442-ФЗ не предусмотрено.
При этом, по смыслу п. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 24 Закона об оружии, на территории РФ запрещается ношение оружия, в том числе при массовых публичных мероприятиях. Указанный запрет установлен вследствие невозможности обеспечения безопасности при применении оружия в местах массового скопления людей.
Таким образом, установление запрета на провоз оружия в метрополитене с учетом значительного пассажиропотока и в условиях ограниченного, как правило, подземного пространства, так же, как и запрет ношения оружия при массовых публичных мероприятиях, носит обоснованный характер, направлен на обеспечение безопасности граждан и не противоречит требованиям Закона об оружии.
Кроме того, требования о запрете провоза оружия в метрополитене соответствуют федеральному законодательству о транспортной безопасности.
В силу Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ) объекты инфраструктуры метрополитена, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1636, являются объектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение п. 13 ст. 12.2 Федерального закона от 22.12.2018 N 16-ФЗ приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила досмотра).
Разделом Х Правил досмотра установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее - Перечни).
В указанные Перечни включены, в том числе, оружие гражданское и служебное; оружие самообороны; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное.
Пунктом 38 Правил досмотра предусмотрено, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортное средство с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиками.
При этом правила, порядок и условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади по виду транспорта - метрополитену в спорный период были установлены Типовыми правилами пользования метрополитеном.
Типовые правила пользования метрополитеном приняты во исполнение п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ.
Установленный Типовыми правилами пользования метрополитеном запрет на провоз оружия соответствует п. 38 Правил досмотра, принятых во исполнение Федерального закона от 22.12.2018 N 16-ФЗ.
В соответствии с п. 67 Правил досмотра, работники досмотра обязаны не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Мошкин А.В, Королева А.С, Билый А.С. подтвердили указанные факты в части того, что истцы прошли на территорию вестибюля метро "Чернышевская" 09.11.2020, прошли рамки досмотра металлоискателя, имели при себе принадлежащее им с необходимыми разрешениями оружие, направлялись в частном порядке в тир, были остановлены сотрудником метрополитена Билым А.С, в допуске в зону транспортной безопасности истцам было отказано, акты досмотра не составлялись.
Указанные обстоятельства согласуются с материалами дела, суд учитывал, что оснований для проведения досмотра и составления актов не имелось по изложенным ранее основаниям.
Просмотренная в судебном заседании видеозапись указанные факты, подлежащие установлению по делу согласно основаниям и предмету иска, не опровергает факты, установленные судом.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия работников ответчика по исполнению требований нормативных правовых актов РФ в части недопуска к перевозке оружия, включенного в Перечни, являлись законными и обоснованными, и соответствовали уставной задаче СПб ГУП "Петербургский метрополитен" по обеспечению безопасных перевозок пассажиров, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения иска.
Доказательств совершения ответчиком виновных действий, повлекших нарушение личных неимущественных прав истцов либо других нематериальных благ, суду не представлено.
Таким образом, истцами не доказано наличие нарушения их прав со стороны ответчика, а также наличия у них моральных и нравственных страданий из-за действий ответчика, действия ответчика не признаны незаконными судом, в связи с чем суд полагал необходимым в удовлетворении иска отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца об установлении Правилами проведения досмотра запрета на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ лишь лицами, перемещающими их без законных на то оснований, не соответствуют пункту 67 Правил проведения досмотра, в соответствии с которым работники досмотра обязаны не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта. При этом общий запрет пассажирам перевозить оружие и боеприпасы установлен подпунктом 11 пункта 30 Типовых правил.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что запрет на провоз пассажирами предметов, указанных в Перечнях, содержащихся в главе X Правил проведения досмотра, в Петербургском метрополитене, введенный постановлением Правительства Санкт-Петербурга N776 от 29.09.2020, соответствует федеральному законодательству, регулирующему вопросы организации транспортного обслуживания населения и транспортной безопасности.
Доводы жалобы о том, что ответчик был обязан провести досмотр и выдать истцам акты обнаружения, распознавания и идентификации предметов, являющихся оружием или его составными частями, основаны на неправильном толковании приведенных выше правовых положений, регламентирующих действия сотрудников ответчика при обнаружении пассажира, провозящего оружие. Кроме того, непроведение ответчиком досмотра не повлекло нарушения прав истцов, в ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал обстоятельства происшествия, описанные истцами, и подтверждал как их попытку пронести оружие в метрополитен, так и наличие у них разрешений на данное оружие.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе каждого судебного заседания суд объявлял состав суда, выяснял наличие отводов. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами судебных заседаний, в т.ч. аудиопротоколами, замечания на которые поданы не были. Довод о заинтересованности судьи и оказании предпочтения ответной стороне не подтверждается, в материалах дела отсутствуют обоснованные заявления истцов об отводе судьи.
С учетом права участника процесса на ознакомление с материалами дела истцы не были лишены возможности ознакомиться с отзывами ответчика.
Как видно из протокола судебного заседания, ходатайство истцовой стороны о допросе свидетелей было удовлетворено, нарушения права истцов на представление доказательств допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь положениями статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
12 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.