Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Быстровой Г.В, судей
Цыганковой В.А, Осининой Н.А, при секретаре
Верещагиной А.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2021 года апелляционную жалобу ООО "Вектор" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-6938/2020 по иску ПАО "Ленэнерго" к ООО "Вектор", Воронкину Андрею Александровичу об обязании вынести неправомерно размещенный в охранной зоне линии электропередач объект.
Заслушав доклад судьи Быстровой Г.В, выслушав мнения представителя истца ПАО "Ленэнерго" - Мозговой Т.В, представителя ответчика ООО "Вектор" - Малышевой Т.Н, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Вектор" об обязании ответчика вынести неправомерно размещенный в охранной зоне линии электропередач Объект (дорогу) за ее пределы в 30-дневный срок с момента вступления в силу судебного акта. В обоснование требований указано, что в охранной зоне воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257, принадлежащей ПАО "Ленэнерго" на праве собственности, расположен несанкционированно возведенный объект - грунтовая дорога, находящийся по адресу: в районе населенных пунктов Муховицы и СНТ "Арго" Ломоносовского района Ленинградской области, принадлежащий на праве собственности ответчику ООО "Вектор". Объект располагается на земельных участках, принадлежащих ООО "Вектор" и Воронкину А.А. с кадастровыми номерами: "адрес". Объект, принадлежащий ответчику, нарушает особые условия использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон высоковольтных линий, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Согласования на расположение данного объекта в охранной зоне линии электропередач со стороны ПАО "Ленэнерго" не выдавалось. По результатам проверки прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области (письмо N4ж-19 от 07 февраля 2019 года) в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
В дальнейшем к участию в деле в качестве соответчика привлечен Воронкин А.А.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 года требования ПАО "Ленэнерго" удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 года отменено, дело направлено для разрешения в Санкт-Петербургский городской суд для определения подсудности.
На основании определения Санкт-Петербургского городского суда от 15 октября 2020 года гражданское дело передано в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга для рассмотрения.
Истцом в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнены требования, истец просит обязать ООО "Вектор" в отношении земельных участков "адрес" и Воронкина А.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером "адрес" в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу за свой счет снести (демонтировать) на расстоянии не менее 20 метров от крайних проводов при неотклоненном их положении находящуюся в охранной зоне воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257, расположенной в "адрес" самовольно возведенную между пролетами воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257, грунтовую дорогу, расположенную на земельных участках "адрес", вдоль линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257; взыскать с ООО "Вектор", Воронкина А.А. в солидарном порядке в пользу ПАО "Ленэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года постановлено:
Требования ПАО "Ленэнерго" к ООО "Вектор", Воронкину Андрею Александровичу об обязании вынести неправомерно размещенный в охранной зоне линии электропередач объект, удовлетворить.
Обязать ООО "Вектор" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: "адрес", и Воронкина Андрея Александровича в отношении земельного участка с кадастровым номером "адрес", в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу за свой счет снести (демонтировать) на расстоянии не менее 20 метров от крайних проводов при неотклоненном их положении находящуюся в охранной зоне воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257, расположенной "адрес", самовольно возведенную между пролетами воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257, грунтовую дорогу, расположенную на земельных участках "адрес" вдоль линии электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257.
Взыскать с ООО "Вектор", Воронкина Андрея Александровича в солидарном порядке в пользу ПАО "Ленэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Разъяснить сторонам, что в силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик ООО "Вектор" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Представитель истца ПАО "Ленэнерго" - Мозговая Т.В, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель ответчика ООО "Вектор" Малышева Т.Н, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу поддержала. Ответчик Воронкин А.А, представители третьих лиц Администрации МО Ломоносовский район Ленинградской области и МА МО Лопухинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки указанных лиц в судебную коллегию не поступило. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца ПАО "Ленэнерго" - Мозговой Т.В, представителя ответчика ООО "Вектор" - Малышевой Т.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцу на праве собственности принадлежит воздушная линия электропередач ВЛ-110 кВ Балтийская-7 на ПС-257.
В ходе осмотра линии электропередач было установлено, что в ее охранной зоне "адрес" расположен несанкционированно возведенный объект - грунтовая дорога, находящийся, на принадлежащих на праве собственности ответчикам земельных участках с кадастровыми номерами "адрес"
Истец указывает, что объект, расположенный на участках ответчиков, нарушает особые условия использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон высоковольтных линий, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Согласования на расположение данного Объекта в охранной зоне линии электропередач со стороны ПАО "Ленэнерго" не давалось.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчики согласие на размещение дороги в границах охранной зоны ЛЭП у истца не получали, размещение грунтовой дороги нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства и иные негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно п. 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;
б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;
г) размещать свалки;
д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В силу п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4, 5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
ж) земляные работы на глубине более 0, 3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0, 45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Согласно абз. 9, 10 п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, при обнаружении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченные должностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что размещение в охраняемой зоне строений, сооружений, и иных результатов строительства, не допустимо, в случае отсутствия согласования размещения указанных объектов с владельцем линии электропередач, является незаконным.
Кроме того, нахождение данных строений в охранной зоне нарушает права и охраняемые законом интересы собственника линий электропередач, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что факт нахождения участка грунтовой дороги в границах охранной зоны был установлен судом, при этом, каких-либо доказательств, подтверждающих согласование с истцом расположения указанной дороги, ответчиками в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было, судебная коллегия полагает, что такое размещение дороги нарушает указанные ранее правовые нормы и является основанием для удовлетворения исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что демонтаж дороги нарушит право собственников земельных участков, а именно лишит их доступа к данным участкам, ввиду того, что вынос дороги за пределы земельных участков не возможен, что также лишит возможности обслуживания истца своих электропередач, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку как было указано судом первой инстанции, указанные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца в связи с наличием нарушения его прав.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что ответчики не были лишены возможности согласовать строение указанной дороги с истцом, каких-либо доказательств невозможности такого согласования, ответчиками в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.
Представленные ответчиком заключение кадастрового инженера и специалиста суд не может приять во внимание в качестве достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих доводы ответчика, поскольку указанными заключениями не учтено, что созданная в отсутствие согласия истца дорога в пределах охранной зоны линии электропередач может создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
Так, судебная коллегия обращает внимание на то, что по результатам проверки прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области (письмо N4ж-19 от 07 февраля 2019 года) в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, судебная коллегия считает, что установление судом первой инстанции срока, равного 30 дням с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчики обязаны осуществить комплекс мер, отвечает принципу разумности.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца в размере 6 000 руб.
Иных доводов для отмены или изменения решения суда, обстоятельств, которые имели бы правовое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вектор" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.