Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Поповой Е.И.
при секретаре В
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2021 года административное дело N2а-5934/2020 по апелляционной жалобе К.О.К. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Санкт-Петербургу к К.О.К. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Санкт-Петербургу З.Ю.Ю, действующего на основании доверенности от 06 ноября 2020 года сроком на один год, административного ответчика К.О.К, представителя административного ответчика К.А.Е, действующего в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению с занесением в протокол судебного заседания, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N18 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N18 по Санкт-Петербургу) обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с К.О.К.:
- недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере "... " рублей;
- пени на недоимку по транспортному налогу в размере "... " рублей "... " копейку;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере "... " рублей;
- пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере "... " рублей "... " копеек.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу указала, что административному ответчику в 2018 году принадлежали на праве собственности автомобиль МАЗДА3, государственный регистрационный знак N... ; квартира, расположенная по адресу: "адрес", являющиеся объектом налогообложения, на которые был начислен транспортный налог и налог на имущество физических лиц, который не был оплачен, в связи с чем К.О.К. были начислены пени и выставлено требование, которое также не было исполнено, судебный приказ о взыскании с К.О.К. транспортного налога и налога на имущество физических лиц и пени был отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика(л.д.6-7).
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года административный иск МИ ФНС России N18 по Санкт-Петербургу о взыскании с К.О.К. недоимки по транспортному налогу и пени за 2018 год оставлен без рассмотрения (л.д. 56-59).
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года с К.О.К. взыскано: в пользу МИ ФНС России N18 по Санкт-Петербургу недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере "... " рублей "... " копейки и пени в размере "... " рублей "... " копейки, в бюджет Санкт-Петербурга - госпошлина в сумме "... " рублей (л.д. 60-67).
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе К.О.К. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что налоговым органом неверно произведен расчет налога на имущество физических лиц; административным ответчиком в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не произведена сверка расчетов и не произведен зачет излишне оплаченного транспортного налога (л.д.69-71, 106-108).
Выслушав объяснения административного ответчика и его представителя, поддерживавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
К.О.К. в 2018 году на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: "адрес" (зарегистрировано право собственности с 04 августа 2011 года) (л.д. 13).
МИ ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу направила К.О.К. через личный кабинет налогоплательщика:
- налоговое уведомление N... от 23 августа 2019 года за 2018 год об оплате в срок не позднее 2 декабря 2019 года, в том числе налога на имущество физических лиц по квартире с кадастровым номером N... в сумме "... " рублей исходя из кадастровой стоимости "... " рублей, которое получено административным ответчиком 20 сентября 2019 года (л.д.14, 17);
- требование N... по состоянию на 13 января 2020 года об уплате в срок до 14 февраля 2020 года, в том числе, налога на имущество физических лиц в сумме "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копеек, которое получено административным ответчиком 21 января 2020 года (л.д. 15, 17).
Мировым судьей судебного участка N55 Санкт-Петербурга от 04 июня 2020 года вынесен судебный приказ N... о взыскании с К.О.К. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере "... " рублей, пени по транспортному налогу в размере "... " рублей "... " копейка, недоимки по имущественному налогу за 2018 год в размере "... " рублей, пени по имущественному налогу в размере "... " рублей "... " копеек, а также государственной пошлины в доход государства в размере "... " рубля "... " копейка, который отменен определением мирового судьи судебного участка N55 Санкт-Петербурга В.М.Ю, от 19 июня 2020 года в связи с поступившими возражениями К.О.К. (л.д.8).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступ-ления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Положения статьей 52 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России N18 по Санкт-Петербургу соблюдены: налоговое уведомление N... от 23 августа 2019 года получено К.О.С. 20 сентября 2019 года, то есть более чем за два месяца до наступления срока платежа; требование N... об уплате налога направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено 21 января 2020 года.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с положениями главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке приказного производства.
Исходя из положений статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В требовании N... установлен срок оплаты, в том числе налога на имущество физических лиц до 14 февраля 2020 года (л.д. 15).
Судебный приказ вынесен 04 июня 2020 года, то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока, указанного в требовании (л.д.8).
Судебный приказ отменен 19 июня 2020 года, административный иск направлен в Калининский районный суд Санкт-Петербурга 17 августа 2020 года, то есть в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа (л.д.6).
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N401-ФЗ) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом согласно статье 405 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
При этом, в соответствии с пунктом 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Согласно налоговому уведомлению кадастровая стоимость квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в 2018 году составляет "... " рубля.
В нарушение части 1 статьи 62, 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил доказательств иной кадастровой стоимости указанной квартиры на 2018 год.
Налоговая база недвижимого имущества, принадлежащего административному ответчику, определена судом исходя из кадастровой стоимости квартиры, указанной в налоговом уведомлении, с применением положений пункта 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации об уменьшении кадастровой стоимости на величину кадастровой стоимости "... " квадратных метров общей площади квартиры и определена в размере "... " рублей "... " копейки.
МИ ФНС России N18 по Санкт-Петербургу произведенный судом расчет не оспорила, полагает решение суда правильным (л.д.125).
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не произведена сверка расчетов и не произведен зачет переплаты транспортного налога, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку доказательств оплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год и переплаты налога на имущество физических лиц административный ответчик не представила. Кроме того, административный ответчик не лишена права обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении сверки расчетов и возврате или зачете излишне уплаченного налога.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о взыскании с К.О.К. налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме "... " рублей "... " копейки.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Размер пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 12 января 2020 года составляет "... " рублей "... " копейки. Правильность произведенного судом расчета пени на недоимку по налогу на имущество физических за 2018 год сторонами не оспорена, апелляционной инстанцией расчет проверен, арифметических ошибок не содержит.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с К.О.К, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.О.К. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.